Мы расспросили девятиклассников, готовящихся получить высшее образование, и узнали, что они думают о своей будущей специальности.
Выбор дальнейшей формы обучения российские школьники делают в девятом классе. В 15-16 лет подросток должен решить, продолжить ли учебу в школе или получить среднее специальное образование. Традиционно учеба в десятом и одиннадцатом классах ассоциируется с поступлением в вузы. По данным ВЦИОМ, 60% школьников в возрасте 12-14 лет хотят учиться в вузах. Среди 15-17 летних поступать собирается 71%.
Ученики 21-й школы рассказали, чем они руководствуются, строя планы на будущее.
Александр:
«Я буду поступать на социально-гуманитарный профиль, потому что очень люблю литературу. Обожаю Гоголя, а любимый поэт – Роберт Рождественский. Из зарубежных – Оскар Уайльд. В литературе для меня важнее всего интересные сюжеты. Сам писать не пытаюсь, у меня не особо это получается.
Даже не знаю, кем хочу стать: то одного захочется, то другого. У меня есть еще два года, чтобы определиться.
Зачем изучать теорию литературы? Если книга нравится – продолжай читать, если не нравится – не надо. Если ты читаешь то, что тебе не нравится, это уже насилие какое-то. Хотя на уроках литературы бывает интересно.
Катастрофически не хватает времени. Ты полдня сидишь в школе, приходишь домой, быстро кушаешь, бежишь в музыкалку, после музыкалки еще куда-нибудь. Потом курсы, элективы, репетиторы… А жить когда?!
Если бы появилось свободное время, я бы хотя бы погулял. Даже книжки я читаю в основном в выходные».
Алена:
«Сначала я хотела поступать на экономику или на банковское дело. Мне легко дается математика, тянет к числам.
Сейчас я начала все больше узнавать о профессии психолога. Мне нравится читать книги по психологии, узнавать о мышлении людей, о том, какие чувства человек испытывает в определенные моменты своей жизни. Поэтому я все еще сомневаюсь в выборе.
Последняя книга, что я прочитала – о том, как полюбить жизнь. Там рассказывается о разных ситуациях, в которые попадают многие люди. Через эту книгу можно понять, как поступить в том или ином случае, как сделать свою жизнь гораздо интереснее. Там написано, что жить нужно так, как ты хочешь, а не так, как говорят другие. Из этой книги я поняла, что, если у тебя есть какие-то желания, ты должен полагаться только на себя и делать так, как считаешь нужным, а не так, как принято. Потому что иначе твоя жизнь будет скучной.
Мама как-то по-другому ко всему этому относится. Она сомневается, но говорит, если я хочу получить профессию психолога, мне нужно идти на нее. Мама в меня верит».
Кирилл:
«Я собираюсь поступать на физико-математический профиль. Это легко мне дается, я люблю физику и информатику. И потом, это престижное направление.
Пока я собираюсь стать инженером. Инженер конструирует новые модели разных аппаратов, которые упрощают труд рабочих.
Пока главное – успешно окончить школу.
Учиться не очень трудно. Самое сложное – это география».
Дарья:
«Госэкзамены в девятом классе нужны, чтобы узнать, что будет в одиннадцатом, и как следует подготовиться. Если не поступлю – пойду в колледж или попробую еще раз через год.
Конечно, учиться тяжело. Думаю, если бы не занятия в музыкальной школе, было бы проще. Я думала бросить, но меня убедили, что она поможет в жизни. Это хорошо развивает. И потом, я умею играть на фортепиано – думаю, это тоже как-то пригодится.
Сначала я пойду в класс с углубленным изучением химии и биологии, потом поступлю в медицинский. Я уже решила, что буду поступать на лечебное дело, но я пока не знаю, каким врачом я буду. Я знаю, что там студенты уже на первом курсе идут в анатомичку, но меня это не пугает. Мне наоборот интересно.
Меня интересуют естественные науки, и мама сказала: «Ты поступаешь в медицинский».
Вы что, меня фотографируете? Можно, я лучше пойду на географию?»