Перейти к основному содержанию

Home      Новости      Люди      «Трудный» подросток - не приговор | Наш Оленегорск

«Трудный» подросток - не приговор

Александр Морозов* один из тех, кого в детстве называли «трудным» подростком: проблемы с дисциплиной, конфликты с учителями и родителями. Мальчишка целыми днями пропадал на улице в компании таких же «проблемных» ребят. Были у парня и напряженные отношения с законом - юноша несколько раз отбывал наказание в специализированном учреждении для несовершеннолетних.

- Дети по разным причинам совершают те или иные правонарушения. В кражах, например, может присутствовать соревновательный момент, желание повысить уровень адреналина. Часто по этой же причине подростки угоняют машины. Как правило, все подобные правонарушения совершаются группой лиц, которой движет некий азарт, - пояснила специалист отделения социальной реабилитации несовершеннолетних Оленегорского КЦСОН, руководитель проекта «Служба «Школа доверия» Наталья Миловидина.


«Служба «Школа доверия» - проект благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь» в регионах присутствия организации. В Оленегорске программа реализуется на базе отделения социальной реабилитации несовершеннолетних Оленегорского комплексного центра социального обслуживания населения с 2014 года. Проект направлен на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним детям и их родителям в городе Оленегорске.


Никому не нужные

1
Ребята побывали в лагере патриотической образовательной экспедиции "Нам доверена память".

Сейчас Александру 19 лет, он отслужил срочную службу в армии и, хочется верить, для него сложный период остался позади. Но детей, чье поведение выходит за рамки общедоступного, кто действует нарочито грубо и вызывающе, кого называют «трудными» меньше не стало. Как отмечает психолог отделения и проекта Марина Калистратова, в последнее время количество таких подростков только увеличивается:

- Как правило, родители сосредоточены на работе, им часто становится не до детей – не хватает времени, сил. Взрослые считают, что если ребенок одет, обут и накормлен, то на этом их задача выполнена. Они не интересуются делами своего чада, происходящими в его жизни событиями, не вникают во взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Возможно, в школе его травят, а он боится об этом рассказать родителям, чтобы они не вмешались и тем самым не усугубили ситуацию. В итоге дети закрываются, у них резко меняется поведение, появляются вспышки агрессии, повышенная тревожность.

Не найдя поддержки и понимания в своем окружении, чаще всего ребенок оказывается среди таких же подростков. Вместе им комфортно, они чувствуют себя спокойно и уверенно, наверное, поэтому поддаются негативному влиянию и оказываются втянутыми в различные авантюры, находящиеся за чертой закона. На помощь к таким ребятам и приходят специалисты проекта «Служба «Школа доверия».

Встречают не по одежке

- Мы работаем с детьми, склонными к совершению преступлений или уже преступившими

1
Правовые турниры - одна из форм познакомиться с действующим законодательством.

закон. Помогаем как самим несовершеннолетним, так и их родителям, а также членам семей, справится с проблемами, переживаниями, трудностями. Кроме того, поддерживаем детей, пострадавших от насильственных действий, рассказываем родным, как вести себя в таких случаях. Также к нам можно обратиться с вопросами о воспитании детей, - рассказала Наталья Миловидина.

Индивидуальные консультации психолога направлены на поддержку как самого несовершеннолетнего, так и его родных. Специалисты проекта стараются не только восстановить между родными людьми здоровое общение, но и сделать атмосферу в доме более комфортной.

- Мы знаем каждую семью и обстановку в ней: пьют ли родители, у кого есть продукты, у кого их нет. Если мама не работает, то мы стараемся помочь ей с трудоустройством, потому что тесно взаимодействуем со многими организациями города. Их руководители всегда идут нам на встречу, вплоть до того, что если у кого-то из семей за неуплату отключают электроэнергию, то мы идем, общаемся с директором, объясняем ситуацию и все нормализуется, - поделилась специалист отделения по работе с семьёй, специалист проекта Елена Латвис.

В «Службе «Школа доверия» всегда встречают ребят тепло и радушно. Специалисты стараются создать для подростков комфортную обстановку, окружить каждого вниманием и заботой, которых им так не хватает.

- Когда ребята к нам приходят впервые, ведут себя настороженно, иногда вызывающе, некоторые «вредничают», кто-то выглядит неопрятно. Мы стараемся не акцентировать на этом внимание, принимаем их такими, какие они есть, к каждому относимся с душой, - сказала Елена Латвис. – Вместе проводим время, общаемся, пьем чай со сладостями. Если видим, что ребенок пришел в рваных кроссовках или со сломанной молнией на куртке, то поможем подобрать другую обувь или починить одежду.

Помочь, переключить, оградить

1
Спортивно-игровая программа "Скандинавская ходьба".

Детей не перевоспитывают, специалисты считают, что главное – помочь ребенку социализироваться, переключиться на более полезные вещи и оградиться от плохой компании.

- И когда они меняют свой круг общения, появляются другие интересы, их жизнь становится другой. Были у нас и такие ребята, например, Андрей* - вспомнила Елена Латвис.

Мальчишка рос в неполной семье, кроме него мама воспитывала еще двоих детей. Женщина не употребляла спиртных напитков, была трудоустроена, но обладала жёстким стилем воспитания, очень строго наказывала Андрея. Наверное, поэтому со временем он и стал «трудным»: прогуливал уроки, плохо учился, часто нарушал дисциплину, конфликтовал с учителями. Все это привело к тому, что мальчик стал уходить из дома и попал на учёт органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Остается только догадываться, в каком психологическом и эмоциональном состоянии он попал к специалистам проекта.

- Нам очень много усилий стоило вытащить его из этого состояния, много разговаривали, беседовали. Но стоит заметить, к нам он всегда уважительно относился, поэтому, когда нам рассказывали, как он ведет себя в школе или дома, мы не могли поверить, - продолжила Елена Латвис.

Сейчас Андрей работает в сфере торговли, до сих пор поддерживает общение со специалистами проекта и старается всячески им помогать.

С подростками в проекте работа ведется по нескольким направлениям. Групповые тренинги и игры помогают узнать правовые аспекты, сформировать навыки здорового общения, развить деловые и лидерские качества, научить поведению в стрессовых ситуациях.

Специалисты «Служба «Школа доверия» помогают ребятам не только организовать досуг и почувствовать себя нужными, но и самореализоваться. Для этого проводятся различные праздничные и спортивные мероприятия, экскурсии, акции, мастер-классы, творческие занятия. Особый интерес у ребят вызывает творческая деятельность.

Творчество без границ

- У нас много различных направлений декоративно-прикладного творчества. Мы рисуем,1 делаем аппликации и работы в технике валяния из шерсти, кукол, обереги, икебаны из различных подручных средств, в том числе и из продуктов. В прошлый раз рисовали на пене для бритья, ребятам очень понравилось. Учу их всему, что сама умею делать, - рассказала специалист отделения по работе с семьёй, специалист проекта Лариса Белякова. – Пусть они даже просто попробовали поработать в одной из техник, это уже хорошо. Для нас главное - помочь ребенку открыть творческий потенциал и повысить его самооценку, почувствовать себя значимым и нужным.

Лариса Белякова с гордостью показывает работы, оставленные воспитанниками в творческой мастерской. На своих занятиях она старается поддерживать всех ребят.

- Есть у меня девочка, которая постоянно говорит: «Я ничего не умею». Но она молодец, приходит на каждое занятие и никогда не отказывается работать. Я ее всегда хвалю, если возникают трудности, то подхожу, помогаю, объясняю, и у нас всё получается.

Иногда в процессе творчества ребята раскрываются с неожиданной стороны. Так, например, один мальчик приятно удивил специалистов проекта своими способностями к рисованию. Спустя 1некоторое время юный художник принял участие в конкурсе, а его работа побывала на выставке в Череповце.

Работать с трудными подростками непросто. Как признаются специалисты, были в их практике и такие дети, которые не поддавались коррекции, но это скорее исключение, так как даже, на первый взгляд, незначительное позитивное изменение в поведении, характере и поступках «трудного» подростка - уже результат.  Радует, что таких достижений становится больше.

Фото из архива проекта «Служба «Школа доверия».

*Имена и фамилии детей вымышлены, любые совпадения случайны.