Перейти к основному содержанию

Home      Новости      Спецпроект      А в тесте что? | Наш Оленегорск

А в тесте что?

Учителя Мурманской области одними из первых поучаствовали во Всероссийском исследовании компетенций учителей. Педагоги добровольно писали тесты по своим предметам и методике преподавания. Возможно, в будущем это станет формой аттестации. Наш колумнист с 13-летним педагогическим стажем Наталья Гулина рассуждает о целесообразности такого тестирования учителей в современной системе образования.

Мнение эксперта

Отметив День учителя, педагоги Мурманской области на следующей после него неделе оказались в роли экзаменуемых.

Наш регион одним из первых включился в эксперимент, в котором школьные учителя так же, как и их ученики, начали сдавать экзамены по своим предметам. Конечно, содержание экзаменационных вопросов несколько отличается от тех, что так волнуют выпускников школ. В тестах вопросы, касающиеся методики преподавания предметов и прочей теории.

Но только ли в знании теории дело? Ведь любовь к предмету зависит от учителя. Если ученики верят ему, идут за ним, то успех гарантирован. Да и экзамен для учителей, за плечами которых десять, двадцать, тридцать лет стажа, - разве это эффективное расходование средств государства и времени педагога? Конечно, дело это пока добровольное. Но, как все в нашей стране, добровольное быстро становится принудительным. И будет ли этот экзамен гарантией профессионализма?

Один факт: деньги на бумагу, чтобы распечатать задания, собирают родители

Я задаюсь этим вопросом, так как в наш высокотехнологичный век школьные учителя по-прежнему остаются заложниками консервативных методов обучения. А ученики, отзанимавшись в школах, дружными рядами отправляются во второй половине дня к репетиторам. И почему-то в тестах нет вопросов, например, о том, чего не хватает учителям для работы. Не будем здесь анализировать финансирование школ. Один факт: деньги на бумагу, чтобы распечатать задания, собирают родители. А где нет бумаги, учитель диктует детям весь урок тестовые задания, чтобы решали дома. Вот вам и инновационные технологии в действии! В результате имеем натасканных на решение тестов учеников, которые любое произведение литературы рассматривают не как диалог с великим писателем, а как аргумент для сочинения.

Ученики добиваются успеха в конкурсах, олимпиадах, хорошо сдают экзамены, скорее, не благодаря, а вопреки

Причин сложившейся ситуации много. Во-первых, переполненные классы, где на одного учителя приходится более тридцати неокрепших душ. И не все они жаждут погрузиться в мир причастий и деепричастий, узнать, о чем же так страстно и горячо переживал Достоевский или Толстой. Во-вторых, учебники с устаревшей или чересчур сложной для восприятия формой подачи теории. Попробуйте разобраться в написании «не» с причастиями, если эта тема в учебнике русского языка «растянута» на несколько страниц. В-третьих, отсутствие элементарной оргтехники, на которой можно было хотя бы распечатывать задания и тесты для каждого ученика. И дальше можно продолжать в-третьих, в-четвертых, и так до бесконечности.

Ученики добиваются успеха в конкурсах, олимпиадах, хорошо сдают экзамены, скорее, не благодаря, а вопреки, потому что еще есть учителя, для которых талантливый ученик важнее очередного отчета и для которых интересный урок остается в приоритете.

Вместе с учениками в класс незримо входит чиновник

Вот и сидят они вечерами и ночами над конспектами в поисках нестандартных решений урока. Вылавливают в исписанных школьных тетрадях с сочинениями гениальные мысли, может быть, будущих пророков России. И никакая компьютерная программа не заменит педагога в классе. Он, входя туда, каждый раз должен «жечь глаголом сердца», это при условии, что есть силы, здоровье и эмоциональный запал. Гореть каждый день шесть уроков подряд девять месяцев в году на шестидневной рабочей неделе невозможно. Вдох в начале четверти, выдох – на каникулах. В таком режиме до конца мая.

А еще вместе с учениками в класс незримо входит чиновник. Он строго бдит: не отступил ли от программы учитель, совпадает ли запись в журнале с тем, что происходит на уроке. Добавим сюда бесконечные отчеты, справки, классификаторы, анализы и прочее, что отнимает все время, которое можно было бы потратить на творчество. И забирает последний глоток воздуха, который оставался для полета мысли. И рвется та тонкая нить, которую чувствуешь, когда урок получается, когда учитель и ученик занимаются сотворчеством.

Я не уверена, что каждый из них был докой в знании теории, но то каждый из них был Человеком

Что вспомнит выпускник, покидая школу? Конечно, учителя. В качестве эксперимента попробуйте припомнить доказательство теоремы Пифагора, если вы не занимались математикой лет пять. Я тоже не вспомню, а учителя математики помню до сих пор, как помню всех учителей, кто приходил в наш непростой класс. Помню, потому что каждый из них поделился с нами, кроме знаний, частицей своей души, теплом и радостью совместного познания мира. И я не уверена, что каждый из них был докой в знании теории, но что каждый из них был Человеком, я знаю точно, спустя более тридцати лет после выпускного.