Перейти к основному содержанию

Home      Новости      Спецпроект      Бизнес за Полярным кругом | Наш Оленегорск

Бизнес за Полярным кругом

Сегодня знание английского языка является не диковинкой или приятной отличительной чертой, а скорее необходимостью и нормой. Надолго ли сохранится эта тенденция и нужно ли изучать язык тем, кто не планирует покидать страну? Как сохранить желание заниматься английским и что лучше предпринять тем, кто хочет обучать? Об этом рассказала руководитель оленегорской студии английского языка English Club Юлия Киселёва.

- Юлия, расскажите, с чего началось Ваше увлечение английским языком?

- Всё началось с моего первого учителя. В начальной школе я пошла на дополнительные курсы английского, где преподавала Ольга Николаевна. Её уроки были интересными, живыми и, анализируя сейчас, эффективными. А после занятий, если совпадало расписание, мы ходили с ней домой, и Ольга Николаевна рассказывала нам курьёзы из мировой истории. Я только потом узнала, что её профильное образование было именно историческим, а не лингвистическим.

Из-за перемен в расписании ходить на курсы я прекратила. Зато в пятом классе английский стали преподавать уже в школе. К сожалению, это было монотонно и скучно. До тех пор, пока в школу не пришла работать Ольга Николаевна. К ней в группу я и попала. Забавно, что в памяти не так ярко отображаются уроки, как её свитер – нордический, с оленями. Она никогда не надевала пиджаки на работу. 

В седьмом классе я стала заниматься дополнительно у Ольги Николаевны. Вместе с парой девчонок штудировала жутко сложный учебник с дельфинами на обложке за большим столом в её гостиной. Однажды после урока Ольга Николаевна показала нам свою тетрадь, в которую записывала все свои прочитанные книги. В тот же день я завела такую же.

Через какое-то время Ольга Николаевна уехала в Швецию. Но её эксцентричность, доброта, горящие глаза и живой темперамент остались в моем сердце. Мне кажется, в своей работе я до сих пор равняюсь на неё.

- Какие у Вас есть увлечения помимо английского языка?

- Я с детства много читаю. Сейчас в основном книги на английском, чтобы сохранять уровень языка. Очень люблю смотреть сериалы, опять же на английском. Катаюсь на обычных и горных лыжах, люблю бегать. А в последнее время активно занимаюсь музыкой. Пишу песни, к осени планирую выпустить свой первый альбом.

- Как пришла идея открыть школу? С чего начинали, какими были первые решения? 1

- За три года до открытия своей студии я работала преподавателем в североморской языковой школе. Екатерина, которая её открыла, познакомила меня с методом интересного интерактивного обучения с небольшими группами и индивидуального подхода к детям. Эта девушка, которая построила своё дело в чужом городе с маленьким ребёнком на руках, очень меня вдохновила. Когда я переехала в Оленегорск, увидела, что там нет подобной частной школы и подумала о том, что нужно открыть её как можно скорее. На тот момент это было не так просто -  моему ребёнку было четыре месяца. Всё получилось по счастливой случайности. Я увидела рекламу о том, что в Оленегорске ищут преподавателя английского. Хм, значит, кто-то будет открывать школу. Вот я и решила опередить – тоже подала объявление, хоть у меня тогда ещё ничего не было: ни студии, ни аренды, ни-че-го, кроме, пожалуй, самого главного – желания. Потом оказалось, что реклама, которую я увидела, имела отношение к школе из Мончегорска, а значит, никаких конкурентов в Оленегорске не было. Но ход своему делу я уже дала и назад сворачивать было нельзя.

- На что ориентировались, когда разрабатывали курсы?

- Никакой авторской методики я не придумывала. Я пользовалась коммуникативной методикой и опиралась на учебно-методические пособия и программы, которые мы использовали в школе в Североморске.

- Какая методика изучения наиболее результативна для самых маленьких, а какая – для взрослых?

- Пожалуй, самая эффективная методика как для маленьких, так и взрослых – коммуникативная. То есть в течение занятия преподаватель говорит только на английском языке. Да, поначалу это воспринимается сложно и детьми, и взрослыми, но в результате привыкают абсолютно все. Эта методика основана на эффекте полного погружения в иноязычную среду. Когда я училась на курсах английского в Петербурге, моим преподавателем был англичанин, и впервые для меня весь урок проводился на английском. Мозг работал на 200 процентов. Помню, что ложилась спать со словарём, потому что постоянно хотелось узнать какое-нибудь новое слово. 

- Как поддерживать желание заниматься английским языком, когда изучение тяжело даётся?

- Найти цель. Понять, для чего это нужно. У взрослых часто встречается так называемая мерцающая мотивация, поэтому необходимо как-то включить английский в свою рутину. Если вы любите смотреть фильмы, старайтесь смотреть хотя бы какие-то эпизоды на английском с субтитрами. То же самое можно сказать и про книги. У меня, например, маленький ребёнок, с которым мы читаем перед сном, в том числе и на английском. В общем, интегрируйте язык в свой быт.

- Я знаю историю о парне, который выиграл школьную олимпиаду по английскому и отравился в США. Его практикой стал систематический просмотр переводов любимых песен. Подойдёт ли такой метод изучения большинству?

- О чём мы и говорили ранее – важно иметь интерес. Сейчас многие смотрят сериалы, оформляют различные подписки. Первую неделю делать это на английском будет некомфортно и непривычно, но чем дальше, тем проще.

- С какими учениками работать тяжелее всего?

- Лично мне нелегко работать с подростками. Безусловно, они интересные. Они классные. Но среди них есть много апатичных детей. Ты можешь буквально из кожи вон лезть, но их из своего условного панциря очень тяжело вытащить, на это уходит действительно много энергии. Мне больше по душе работать с малышами.

- Что Вы посоветуете тем, кто уверен, что никогда не выучит иностранный язык?

- Выучить иностранный язык невозможно. Ни я, ни даже его носители до конца не выучили. Почему? Потому что он постоянно обновляется. Он многогранен, в нём много диалектов. Однако возможно и нужно в начале обучения поставить себе конкретную цель, например, перейти от уровня 0 на уровень Elementary, или научиться проходить собеседование на английском, или сдать международный экзамен. 

- Что бы Вы хотели привнести в сферу образования и изучения иностранных языков?

- Инновации - не моя цель. Существуют преподаватели-практики, которые ещё являются и методистами, они и разрабатывают свои программы. Я же беру готовые идеи и стараюсь с их помощью организовать обучение, чтобы дети занимались с использованием самых новых, интересных и эффективных разработок. Вот в этом моя цель.

- Какие курсы, по вашему мнению, будут наиболее востребованы в будущем?

- Не готова ответить на этот вопрос из-за происходящих в мире событий. Однако знаю наверняка, что английский язык из нашей жизни никуда не денется. Быть может, мы будем меньше выезжать за пределы страны и значительно реже принимать иностранных гостей, но всё же английский останется интернациональным языком, на котором говорит почти весь мир. Значит, он сохранит свою востребованность. 

- Как английский поможет тем, кто не планирует выезжать из России?

- Даже если моим студентам никогда не пригодятся их языковые навыки, всё равно каждый урок будет для них полезен. Например, с малышами мы собираем паззлы: в центре – время года, а по краям – сопутствующие явления. Те же курсы раннего развития, только на английском. Каждое занятие наполнено заданиями на развитие логики, памяти и интеллекта. 

С учениками начальной школы мы выполняем парные и групповые задания. Дети учатся эффективно работать друг с другом, принимать победы и поражения в играх. Также я практикую принцип «научи другого» - прошу более сильных учеников объяснить что-то тем, кто немного отстаёт в изученном материале – тренируем лидерские качества.

С подростками мы учимся уверенности в себе и в своих силах. Я постоянно говорю тинейджерам о том, что они имеют право на ошибку. Мы работаем в команде с партнёром, которого за нас выбрали, и обязательно должны внести свой вклад в общую работу. Учу ребят ответственности не только передо мной, но и перед своим другом: например, для подготовки к диктанту каждый должен написать свой модуль в приложении Quizlet, чтобы другие могли по нему тренироваться.

- Какие рекомендации помогли Вам при открытии школы и что бы Вы посоветовали тем, кто на старте своего дела?

- Мне лично помогли не рекомендации, а опыт. По своему первому образованию я рекламщик, английский у меня всегда был как хобби, а ещё я работала детским аниматором, организатором различных досуговых мероприятий для детей. Все эти практические знания мне очень помогли и до сих пор помогают в моём деле.

Что бы я посоветовала тем, кто на старте? Во-первых, когда захотите открыть своё дело, начните с рекламы. Ни с аренды, ни с роскошного ремонта и прочих крупных вложений. Если это сфера услуг или образования, лучше протестировать свою идею с помощью рекламы. Проанализируйте отклики, нужна ли вообще людям ваша услуга? Может оказаться так, что в этом месте и в это время она не востребована, или рынок подобных услуг переполнен. 

Вторая рекомендация подойдёт на всех этапах. Ищите контакты, знакомьтесь, общайтесь! Не нужно стесняться просить помощи даже у незнакомых людей. Пример из жизни. Я выиграла два гранта: областной и муниципальный. Мне написала девушка из Оленегорска, которая тоже хотела подать свой бизнес-проект на грант. И я была рада поделиться с ней советами, что и как лучше сделать, потому что мне тоже не безразлична жизнь города, в котором я живу. Хочется, чтобы у нас была более развитая сфера услуг, культурная жизнь. На мой взгляд, в бизнесе важно действовать, всегда что-то пробовать. 

- А что посоветуете тем, кто только начал изучать английский?

- Иногда изучение представляется нам настолько сложным, что лучше даже не пытаться. Кроме того, присутствует пресловутый страх допустить ошибку. Ведь условный учитель сразу исправит, красной пастой зачеркнёт и позорный трояк влепит! И как после этого говорить, так ещё и в чужой стране с незнакомыми людьми, где никак не хочется показаться необразованным. Как? Да легко! Говорить и допускать ошибки. Много ошибок. Краснеть и чувствовать себя неловко. Не понимать собеседника. И, в конце концов, ехать на своём велосипеде!

Беседовал Виктор ИВАНИЦКИЙ. Фото предоставлено автором.