Перейти к основному содержанию

Home      Искусство и убеждение | Наш Оленегорск

Искусство и убеждение

Эксперт
Борис Столяров

Посетивший Оленегорск эксперт Русского музея Борис Столяров рассказал о современных нравах, о силе убеждения и о том, откуда берется интерес к искусству.

Делегация представителей Русского музея в апреле второй раз приехала в Оленегорск с образовательным курсом  в рамках проекта «Путешествие в мир науки и искусства». Возглавил группу заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, лауреат Государственной премии Российской Федерации Борис Столяров. С ним побеседовал наш корреспондент.

Почему именно сегодня актуальна проблема культурного развития населения?

– Массовые запросы в культуре во многом определяются целью заработать побольше денег. Шоу-бизнес и аудитория – два взаимно сообщающихся сосуда, содержанием которых являются дешевые скандалы и нередко распущенность, прикрываемая инновациями.

Они выглядят скромнее предыдущих поколений. Но эта скромность нередко говорит не о растущей нравственности

Но ведь молодежная мода сегодня совершенно асексуальна. И ведут молодые люди себя скромнее в сравнении с поколениями, рожденными в 80-е и 90-е годы. Разве это не говорит об уменьшении распущенности?

– Не согласен. Да, с одной стороны, они выглядят скромнее предыдущих поколений. Но эта скромность нередко говорит не о растущей нравственности, а об отказе следовать традициям - это неприятие семьи, рождения детей, даже сексуальной жизни – тех вещей, на которых зиждется культура человечества.

Может быть, это поиск нового смысла, уход от ценностей родителей, свойственный новым поколениям?

– Я считаю, это эгоцентризм. Обратите внимание на популярность селфи. Молодые люди стремятся к самопиару в социальных сетях, это скорее не самопознание, а создание «виртуальной обманки».

Ведь смогли же мы убедить командование «Северстали» в важности нашего проекта

– Наверно, в таком случае сегодня тяжело продвигать инновационный проект, связанный с искусством, вне стен университетов и музеев?

– Я верю в силу убеждения и личного примера. Если я что-то люблю, я нахожу в себе языковые и эмоциональные средства, чтобы донести свое видение до людей. Ведь смогли же мы убедить командование «Северстали» в важности нашего проекта.

Я и сам связал свою жизнь с художественной культурой и искусством через энтузиазм педагога. Расскажу эту историю: в юности, живя в Пскове, я занимался творческой самодеятельностью и случайно попал в вокальный кружок городского Дома народного творчества, где преподавал очень целеустремленный и фантастически образованный человек Василий Яшнев. Ученик великого русского композитора Римского-Корсакова, он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории и воспитал немало превосходных музыкантов. С нами он занимался немного – один раз в неделю, но его рассказы и увлеченность музыкой сделали свое дело. И вот результат: все пять участников нашего кружка впоследствии получили музыкальное образование и стали профессиональными певцами.  

И ни разу вам не хотелось пойти по более легкому пути, закрыться в столичных лекториях или просто переехать в другую страну?

– Нет, я всегда хотел жить в России.  Я искренне люблю нашу природу, историю, культуру и, восхищаясь ими, стремлюсь донести свои знания и чувства до широкой аудитории. Так что проект «Путешествие в мир науки и искусства» для меня является одной из форм такого «донесения».

Сегодня в семьях практически отсутствует творческая атмосфера

Какая часть этого проекта наиболее популярна?

– Пока химия. Этот курс интерактивен, а детям нравится не только история, но и практика изготовления краски. Их завораживает и процесс рисования. Участвуя в нем, они эмоционально самовыражаются и получают не только впечатление от соприкосновения с технологией, но и результат в виде рисунка.

– Это же по сути игра? Разве это может научить любви к, скажем, Кандинскому?

– Детей нужно вовлечь в процесс восприятия. У нас есть программа «Я вижу музыку». В ее рамках на специально организованных концертах дети недавно слушали «Детский альбом» и «Времена года» Петра Чайковского, затем выражали свои ощущения от музыки красками. Рисунки в основном получались абстрактные, но это была творческая рефлексия, которая дала им возможность эмоционального самовыражения.

Работники культуры должны приобщать детей к искусству, потому что родители в основном не справляются с этой задачей, ибо многое упустили в своем художественном развитии. Сегодня в семьях практически отсутствует творческая атмосфера. Процесс приобщения к искусству проходит в разного рода кружках и студиях, что бесспорно хорошо. Но стремятся ли родители к творческому развитию сами? Ведь нередко можно слышать «Зачем мне тратить усилия на постижение искусства? Если что-то понадобится – посмотрю в Википедии». Но вряд ли электронный справочник способен привить интерес к искусству, особенно детям. Думаю, что это право принадлежит только увлеченному человеку.  

Люди