Перейти к основному содержанию

Home      Новости      Люди      Заслуженный работник железной дороги | Наш Оленегорск

Заслуженный работник железной дороги

В День железнодорожника мы с большим удовольствием хотим рассказать оленегорцам о сильной женщине, отдавшей много лет работе на железной дороге Мурманской области.

Олина Александра Семёновна – ребёнок войны, родилась 24 апреля 1928 года в мордовской деревне Большое Чуфарово. Маленькая Саша была средней из пяти детей, родители работали в колхозе. В 1940 году семья Голубевых переехала жить в Мурманскую область на станцию Имандра, бабушка по линии матери помогала с внуками. На тот момент Саша училась в четвёртом классе. Мама устроилась работать обходчиком ж/д путей, папа – разнорабочим на станции.
В 1941 году с началом войны всех гражданских эвакуировали. Семья вернулась в Мордовию, но без отца, - он не мог уехать, так как работал на восстановительном поезде. Сашина мама Евдокия Ивановна очень много болела и уже в 1942 году умерла. Её мужу отправили телеграмму, но он не приехал ни на похороны, ни позже. Двух старших детей родственники семьи забрали в Саранск, где девочки должны были поступить в медицинское училище, а Сашу с младшими отправили в детский дом.

В 1946-м, когда стихли ужасы войны, юная Александра приехала к отцу Семёну Васильевичу на станцию Имандра. Отец давно жил с другой семьёй.

Послевоенный голод ещё продолжался. Девушка собирала ягоды и продавала их маленькими стаканчиками, потом вёдрами продавали грибы, для этого ездили в Мурманск на рынок «Полярные зори». Вырученных денег хватало, чтобы купить разве что буханку хлеба. Иногда получалось покупать тресковые головы, которые измельчали в порошок и пекли из этого лепёшки. Еду делили на несколько частей, чтобы хватало на дольше. Александра Семёновна вспоминает, как получала продуктовый паёк в виде нескольких граммов хлеба на весь день, помнит, как любили горбушки хлеба, солёные и смазанные рыбьим жиром из тресковой печени. В такое тяжёлое время только дружба помогала выживать советским людям.

В 1946-м начальник железнодорожной станции взял девушку на работу учеником списчика несмотря на неполное образование, главным для него было то, что она умеет считать, писать и очень ответственно относится к поставленным задачам. Училась работе девушка прямо на месте, работала всегда на улице в любую погоду. В её обязанности входило очень много: она записывала время прибытия и отбытия поездов, их номера, количество вагонов, наименование грузов. Несмотря на то, что война уже закончилась, страна нуждалась в восстановлении. Оленегорский ГОК выпускал много руды, электровозы были небольшими, работали на износ.

В работе оператора станции происходило следующее: путейцы присылали на станцию телеграмму с сообщением о своём местонахождении, и Александре нужно было высчитать, на каком километре находился определённый состав, с какой скоростью ему нужно было двигаться и по какому пути, учитывая движение других составов. Другими словами, работа была очень сложная и безумно ответственная.

Поезда выполняли 80% всего грузооборота страны, а после войны на плечи железнодорожников легла вся работа по восстановлению разрушенных станций и узлов, локомотивных и вагонных депо, мостов и других сооружений. Их труд позволил обеспечить проведение наступательных операций, а позднее – восстановить экономику в освобождённых районах страны. За годы войны специалистами железных дорог было восстановлено около 120 тысяч километров путей и построено порядка 10 тысяч километров новых стальных магистралей – как в прифронтовой полосе, так и в тылу.

Через год работы списчиком, девушка стала техническим конторщиком, в 1947 году Шурочку перевели оператором станции, в этой должности она проработала по 1978-й. С 1965 года работала на станции Оленья. За показание высокого образца воинской дисциплины и отличное выполнение государственных заданий начальник Мурманского отделения Октябрьской железной дороги наградил Александру Семёновну нагрудным знаком «Отличный движенец». Учиться у девушки больше не получилось, кроме работы она готовила, стирала дома и следила за детьми отца, который, порой, отсутствовал неделями.
Замужество Александры вышло неудачным, сына и дочь она воспитывала одна. Сегодня у неё один внук и четыре правнука, она имеет звание «Ветеран труда».

32 года отдала Александра работе на железной дороге! Эта работа подарила ей верного друга на всю жизнь, - её коллега Екатерина Афанасьевна Трапезникова стала ей доброй подругой и поддержкой во всех жизненных неурядицах. Они дружат и по сей день, их дружбе уже 75 лет!

Прожив долгую и сложную жизнь Александра Семёновна советует всем уважать друг друга, что бы ни случилось, избегать сплетен и жить мирно!


Фото из архива Александры Олиной и из открытых источников