Малый бизнес — это работодатель, который не только влияет на развитие новых специальностей, но и возвращает почти утраченные позиции. Он двигает технический прогресс и воздействует на ценообразование. Чем эффективнее деятельность предпринимательства, тем больше поступлений в бюджеты городов и стран.
Ещё четверть века назад в основе бизнеса лежали операции купли-продажи. Сейчас в сферах применения - инновационные разработки, производство, услуги. Кроме того, серьёзно изменился и подход к конкуренции. Почти каждое предприятие стремится отличаться от других. В этом могут помочь нешаблонное мышление, изучение рынка и чёткое понимание того, что имеет значение для целевой аудитории.
Бизнес в небольших городах можно развить не менее эффективно, чем в мегаполисах. Здесь ниже арендная плата и даже самые востребованные специалисты не поднимают требования по зарплате, как это нередко случается в миллионниках. В маленьком городе намного проще сориентироваться в запросах потребителей и просчитать все риски. Ещё одно важное преимущество - это локальный товар и географическое положение - здесь куда проще стать первопроходцем, поскольку некоторые сферы в регионах даже не открыты.
Для успеха локального бизнеса в условиях маленького города потребуется:
Теперь разберём топ-10 бизнес-идей для малых городов
Автомойки и ремонтные мастерские
Одна из самых актуальных идей на протяжение нескольких десятилетий. Безусловно, здесь потребуется грамотный аудит специфики местных запросов. На сегодняшний день количество автомобилей в российских семьях непрерывно растет, соответственно, увеличивается запрос на локальные предприятия, которые работают качественно, быстро и недорого.
Логистика и грузоперевозки
Такой бизнес требует достаточно высоких стартовых вложений (например, необходимо покупать или брать в лизинг грузовые автомобили, платить зарплату водителям, покупать ГСМ), зато стабилен и исключительно рентабелен.
Частные детские сады
Активному развитию частных учреждений способствует не только демографический подъем, но и требовательность родителей к уровню дошкольного образования своих детей. Кроме того, особые воспитательные программы, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку могут предложить именно частные заведения.
Мини-кафе
Запрос на них подскочил ещё несколько лет назад, однако рынок ещё не насытился до предела. Пекарни с небольшими инвестициями, кафе с доставкой — варианты тут разнообразны и зависят от местных предпочтений.
Ремонт антиквариата, мебели и часов
Мастера, которые способны восстановить старые вещи и дать им новую жизнь, исчезают, поэтому ниша почти свободна. Готовые материалы можно применять не только в дачных домах, но и в тематических кафе или на фотосессиях.
Геологоразведка и бурение скважин
Интерес к этой нише возник из-за отсутствия хорошей техники и специалистов в регионах: скважины для дач и коттеджных поселков нужны везде, а делать их фактически некому. Минимальные начальные инвестиции вполне подъёмны, а отдача превосходит ожидания.
Юридическое консультирование
Эту нишу принёс локдаун и всеобщая цифровизация бизнеса. Выгодная услуга одинаково востребована не только в среде малого и среднего бизнеса, но у и частных лиц.
Помощь в поиске арендных помещений
Этой перспективной услугой пользуются и местные жители, и приезжие. В приоритете как жилые помещения, так и рабочие - под офис или мастерскую. Работа в этой сфере требует хорошего знания местного рынка недвижимости, правил и ценообразования.
ЗОЖ-сладости
Натуральные джемы без сахара, леденцы на фруктозе и шоколад ручной работы – всё это перестало быть экзотикой и превратилось в ещё одну статью расходов для многих семей. Производство не требует больших вложений и возможно в условиях маленьких домашних мастерских.
Креативные мастерские местных товаров
Все та же пандемия возродила острый интерес к внутреннему туризму, почти забытый со времен «железного занавеса». Россияне потянулись изучать небольшие города своей большой страны. Каждый отпускник хотел бы увезти с собой на память нечто оригинальное, красивое и желательно практичное. Но не везде действуют предприятия, создающие локальные товары с местной атрибутикой. Эта ниша будет бурно развиваться с нуля буквально у нас на глазах.
Теперь разберём основополагающие успеха.
Доступные цены. Очень важно держать стоимость товаров на одном уровне. В городе, который можно обойти за полчаса, совсем несложно посетить другую торговую точку с более низкими ценами.
Пристальное слежение за конкурентами. Учитесь на чужих ошибках. Промахи других станут хорошей возможностью улучшить показатели у вас на предприятии. Кроме того, какие-либо нововведения можно воплотить в жизнь и в вашей компании, добавив свою «фишку».
Стабильно превосходная репутация. Открытие новой точки в провинциальном городе является крупным событием. Если местные жители будут видеть высокое качество обслуживания и товара, а также особое отношение, то это выведет вас на топовые позиции.
Маленькие города хоть и имеют ограничения в выборе идей, в них вполне возможно создать успешный бизнес. Об этом говорит статистика: по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Мурманская область на 10 марта этого года насчитывает 15756 ИП. Важно изучить спрос, понять тенденции и потребности местного населения, определиться с бизнес-идеей и грамотно разработать стратегию. Помимо этого, будущим предпринимателям стоит не забывать о помощи государства – на сегодняшний день национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» включает в себя независимые проекты, которые будут формировать благоприятные условия для ведения малого регионального бизнеса.