Перейти к основному содержанию

Home      Откуда идет «Дорога» | Наш Оленегорск

Откуда идет «Дорога»

Эксперт
Александр Рыжов

Оленегорский поэт и писатель Александр Рыжов рассказал порталу «Наш Оленегорск» о своем новом сборнике стихов «По дороге на Гаагу». А еще порассуждал о разнообразии систем стихосложения, о том, можно ли выкладывать стихи в сети и о том, как нужно писать о Севере.

– Почему вы решили вернуться к стихам после детской и документальной литературы?

– Строго говоря, я к ним не возвращался, они шли параллельно прозе. Я уже много раз говорил на творческих вечерах, что стихи невозможно делать, они возникают как бы сами по себе, благодаря некоему наитию, причем нередко в такие моменты, когда этого совсем не ожидаешь. Понятно, что потом требуется определенная доработка, шлифовка, но, чтобы было что шлифовать, необходим первоначальный импульс, за которым следует рождение исходного текстового массива, а этого приходится ждать порой очень долго.

1– В сборник вошли только последние стихи, или давние работы там тоже есть?

– Только то, что было написано в период с 2014-го по 2019-й год. Я иногда нахожу у себя в архивах и включаю в сборники старые стихи – скажем, 15-20-летней давности, если считаю, что они того достойны, но в «По дороге на Гаагу» все только самое свежее.

«По дороге на Гаагу» показалось довольно музыкальным. Это черта всего сборника или только заглавного стихотворения?

– Вопрос, скорее, к музыкантам. Не скажу, что я нарочно сочинял слова для песни, но, если кто-то вдруг услышит в «Гааге» мелодию и положит это стихотворение на музыку, мне будет приятно.

Можно писать современно как в рифму, так и без. Равно как чушь тоже бывает и рифмованная, и нерифмованная

– Рифмы в заглавном стихотворении у вас немного, значит ли это, что вы постепенно уходите от нее? И можно ли читателям ждать экспериментов с «безразмерными» стихами?

– Я иногда балуюсь верлибрами и белыми стихами, но очень редко. В нынешнем сборнике, например, только одно такое стихотворение, все остальные – рифмованные. Мне нравятся эксперименты со словом, с жанрами, с размером, с ритмом… короче говоря, любые. Но до того, чтобы выпускать целые сборники, где будут присутствовать сплошь нерифмованные стихи, я еще не дозрел.

– Означают ли эксперименты с белыми и свободными стихами, что вы становитесь современнее?

– Я не считаю, что сочинение таких стихов – признак продвинутости и модерновости. Можно писать современно как в рифму, так и без. Равно как чушь тоже бывает и рифмованная, и нерифмованная.

– Есть какая-то общая тема или настроение у сборника? Чему он посвящен?

– Наверно, уходящей молодости. Хотя это только сейчас в голову пришло. Когда писал и составлял книгу, не было цели загнать ее в те или иные тематические рамки. А зачем? Я против всякой тесноты.

– Долго работали над книгой?

– Сборник, о котором мы сейчас говорим, потихоньку рождался на протяжении пяти лет. За это время я успел и детскую повесть издать, и много чего еще. Как только понял, что стихов набралось достаточно, чтобы скомпоновать из них книжку, позвонил издателю, и вот результат. На составление и редактуру ушло дня два-три, не больше.

Но, чтобы написать о Севере достойно, надо как-то по-особенному его прочувствовать. У меня пока такого импульса не было

– Какое стихотворение сами любите больше всего? И какое сложнее всего далось?

– Любимого в этой книге нет, и самое сложное не смогу назвать. Почти со всеми стихами было нелегко, они требовали поэтапной доводки, кроме одного, под названием «Там». Я его написал за двадцать минут, оставил без каких-либо правок.

– Найдем ли мы в «По дороге на Гаагу» стихи, посвященные Оленегорску или Кольскому полуострову?

– Нет. И не потому что я не патриот. О Севере написано много хорошего и талантливого. Но, чтобы написать о Севере достойно, надо как-то по-особенному его прочувствовать. У меня пока такого импульса не было, а скатываться в банальное описание природы я не хочу.

– Есть ли вещи, которые вы писали специально для сборника?

– Они все написаны специально для сборника. Не вижу смысла писать в стол (теперь уже, с учетом реалий, – в компьютер).  Всегда хочется показать написанное людям, увидеть реакцию, понять, удачно получилось или скверно. Только так возможно движение вперед, саморазвитие. Автор, пишущий в пустоту, в лучшем случае будет топтаться на месте. Это тупиковый вариант. Поэтому я пишу, уже держа в голове то обстоятельство, что рано или поздно мои тексты попадут в книгу и найдут своего читателя. Между прочим, большая ответственность!

– Где можно будет найти книгу?

– Что касается бумажного тиража, то он пока у меня. В скором времени появится в библиотеках и в оленегорском книжном магазине «Кругозор». Надеюсь, это произойдет сразу после презентации в библиотеке, куда с удовольствием всех приглашаю. Среди гостей вечера будут мои друзья, замечательные поэты из Мурманска и Мончегорска.

Часть стихов есть в сети – например, на сайте журнала «Север» вышла подборка, когда сборник только готовился к изданию. Ну и так, по мелочи – друзья растащили, выложили на разных сайтах.

Книга состоялась, и пусть ее содержание живет самостоятельной жизнью

– Вы не против такого преждевременного «раскрытия»?

– Я за этим не особо слежу и не препятствую. Книга состоялась, и пусть ее содержание живет самостоятельной жизнью. Глупо с моей стороны вмешиваться в этот процесс. Выкладывают – значит, нравится.

– С каким издательством работали в этот раз?

– Книгу выпустил издатель Игорь Опимах, с которым мы десять лет назад сделали мой большой сборник «И сорвется звезда». Мне нравится с ним работать, он, мне кажется, каждую выпущенную книгу пропускает через себя.

– Над чем сейчас работаете? Какую книгу ждать читателям – детскую, фэнтези, стихи или что-то новое?

– Я бы сказал так: постараюсь возродить кое-что из забытого старого. А вот что конкретно – не скажу. Не люблю загадывать наперед, суеверен. Очень надеюсь, что до конца этого года сможем вернуться к этому разговору.

Напомним, презентация книги состоится 1 февраля.

Стихи, вошедшие в сборник

По дороге на Гаагу

По дороге на Гаагу
Загрубелые пригорки.
По дороге на Гаагу
Рвы и лопухи.
Здесь почти не ходят люди,
Но зато щебечут птицы,
И слагаются такие славные стихи.
По дороге на Гаагу
Не грохочут грузовозы.
По дороге на Гаагу
Выросла трава.
Но не та трава, что курят
В Амстердаме недоумки,
А простая, как мычанье
Или дважды два.
По дороге на Гаагу
Разлеглись бугры и гребни,
А за ними – Схевенинген,
Море и песок.
Бродят призраки Ван Гога
И расчерчивают землю
Сверху вниз и справа влево
И наискосок.
Ветряки молотят воздух,
Мотыльки молотят воздух,
Лепестки молотят воздух…
Это не предел!
Ты наплюй на все на свете
И пройдись однажды летом
По дороге на Гаагу.
Далее – везде.

 

Там

Там, где мегабитами обоев
Рвутся стены в скважину зрачка,
Воздуха – пусть скомканного – с боем
Достается только полглотка.
Там давно все сглажено и матово –
Хоть в пророки суйся, хоть греши.
Там суровой заскорузлой дратвой
Отсвет ночника перепрошит.
Там ничто ни вспенится, ни брызнет,
Лишь, дряхлея на худой манер, –
Рудимент каких-то прошлых жизней –
Шелухой исходит шифоньер.

Спецпроект