Перейти к основному содержанию

Home      Новости      Спецпроект      60 лет рядом: особый дом для особых детей | Наш Оленегорск

60 лет рядом: особый дом для особых детей

29 ноября Оленегорская коррекционная школа-интернат отмечает 60-летие. Наши корреспонденты побывали в учреждении и выяснили, о чем мечтают воспитанники, как педагоги готовят их к будущей жизни и в чем состоят основные трудности и радости работы с особенными детьми. 

Оленегорская коррекционная школа-интернат (КШИ) открылась в Оленегорске в 1959-м году. В 2008-м году она получила статус Государственного областного образовательного учреждения.

Здесь ребята получают общее среднее образование по адаптированным программам и, в соответствии с потребностями, услуги узких специалистов: дефектологов, логопедов, психологов, психиатров.

По словам педагогов, сложность их работы заключается в большой эмоциональной вовлеченности в процесс воспитания и обучения.  

– Это не та работа, которая заканчивается в пять часов вечера. Закрыть за собой дверь и полностью отвлечься от мыслей о детях невозможно, – хором заявляют сотрудники КШИ.

Такой режим морально выматывает. Педагоги справляются с эмоциональным выгоранием при помощи активного отдыха и поддержки коллег, черпают оптимизм и идеи в работе других.

Ребят после школы ждут разные судьбы, и до выпуска педагоги стараются дать каждому как можно больше любви, снабдить необходимыми навыками, привить ответственность и трудолюбие. Знания и умения, полученные в интернате, повлияют на качество всей жизни выпускника в дальнейшем.

 

Маленький шаг – большое достижение

11Воспитанники с умеренной и глубокой умственной отсталостью – те, кто после школы не сможет уйти в самостоятельное плавание и обеспечивать себя – живут и учатся в интернате до совершеннолетия.

– Научить иного ребенка держать ложку или завязывать шнурки – это большое достижение. Мы очень радуемся любым позитивным изменениям, ведь они даются с таким трудом, – подчеркивает заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Зайцева.

В дальнейшем судьба детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, имеющих социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решается судом. Они получают статус недееспособных и направляются в учреждения социального обеспечения. Из Оленегорской КШИ выпускники попадают в основном в психоневрологические интернаты Апатитов и Алакуртти.

Сейчас в интернате учатся 122 ребенка из Оленегорска и других городов Мурманской области, из них:

64 имеют инвалидность,

49 человек – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,

25 детей являются иногородними, они обучаются и проживают в школе-интернате,

48 ребят из оленегорских семей обучаются в школе, но не проживают в интернате.

 

Время ограничено

Воспитанники с легкой умственной отсталостью выпускаются из школы по окончании девятого класса. Они сдают экзамен по профессионально-трудовой подготовке, получают свидетельство об обучении и отправляются получать профессию в средние профессиональные образовательные учреждения области.

11

Директор КШИ Татьяна Третьякова:

– У детей с легкой отсталостью есть возможность получить востребованную профессию в колледже. Они становятся автомеханиками, поварами, малярами-штукатурами. Многие преуспевают в жизни, заводят семью, успешно социализируются.

У Оленегорского горно-промышленного колледжа нет студенческого общежития, поэтому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускающиеся из школы-интерната, поступают в колледжи Мурманска и других городов области. Там за ними присматривают социальные педагоги, воспитатели общежитий, учат жить на новом месте, ездить по нужным маршрутам, делать необходимые платежи и покупки.

– Конечно, тем, у кого есть родители, гораздо проще. Они могут учиться и жить дома. В 15 лет ребенку невозможно вести самостоятельную жизнь, тем более, если у него есть особенности здоровья. И представьте себе ситуацию: такой ребенок приезжает в новый город, там все незнакомо, все сложно. Я уже не говорю о разных соблазнах, которым в этом возрасте очень тяжело противостоять. Страх за будущее детей – одна из самых тяжелых сторон нашей профессии. Мы поддерживаем связь с выпускниками, но у нас нет возможности опекать их дальше. Поэтому подготовке воспитанников к самостоятельной жизни уделяется такое большое внимание, – говорит директор КШИ Татьяна Третьякова. 

Социальный педагог школы-интерната Ольга Овсянникова может по памяти перечислить всех выпускников, поступивших в колледжи за последние четыре года – всего их восемнадцать. В 2020-м году к ним присоединятся еще трое. Педагог говорит, что еще в школе можно предугадать сложности, с которыми каждый из них столкнется.

– Кто-то организован, трудолюбив, ответственен, за них мы более или менее спокойны. Есть и трудные ребята. Мы стараемся, чтобы к моменту выпуска все были максимально приспособлены к самостоятельной жизни, но «группа риска» все равно есть, – объясняет Ольга Овсянникова.

 

Взрослая жизнь: пробная версия

11С 2018-го года в интернате работает проект «Вместе. Рядом. Сами». Там подростков в возрасте от 14 до 16 лет готовят к самостоятельной жизни. Они живут в отдельном помещении, организованном по принципу обычной квартиры и на практике получают базовые жизненные навыки.

– Сначала мы довольно строго их контролируем, но со временем предоставляем все больше свободы и ответственности, – говорит их воспитатель Галина Михаленко.

Сейчас в группе шесть мальчиков и одна девочка. У мальчиков по одной комнате на двоих, девочка живет в отдельной. Ребята сами контролируют свой режима дня – при этом опаздывать на занятия и мероприятия по-прежнему нельзя. Юные жильцы сами убираются, стирают, по выходным с помощью воспитателя готовят себе еду.

– Конечно, мальчикам все время приходится напоминать о домашних делах. В прошлом году группа состояла преимущественно из девочек – те были более самостоятельными, и мы давали им больше свободы. Но наши мальчики тоже делают успехи: теперь они почти все умеют и в случае необходимости смогут сами себя обслужить, – объясняет педагог.

Подросткам пригодятся бытовые навыки, когда они покинут интернат. Они поступят в колледжи и будут жить в общежитиях. В дальнейшем все будут обеспечены собственным жильем. Юношам и девушкам в скором времени предстоит решать формальные вопросы и обеспечивать свой быт, и они должны быть к этому готовы.

1– Здесь наши воспитанники занимаются не только домашним хозяйством: они учатся всему тому, без чего не прожить во взрослой жизни. С ними работает с социальный педагог, психолог, к нам приходят специалисты из отдела опеки и попечительства города, пенсионного фонда, банка. Ребятам преподают семейную этику и деловое письмо, – перечисляет Галина Михаленко.

Атмосфера в экспериментальной квартире исключительно товарищеская. Ее обитатели играют, соревнуются и спорят, помогают товарищам и не устают друг над другом подшучивать, впрочем, вполне добродушно. О спортивных и творческих успехах, об интересах, проблемах друг друга соседи осведомлены, кажется, лучше, чем иные родные братья.

Ребята из группы «Вместе. Рядом. Сами» уже задумываются о будущем. Один с удовольствием готовит и собирается учиться на повара. Другой увлечен компьютерными играми, мечтает о популярности и рассматривает вариант ведения видеоблога для геймеров.

Галина Михаленко признается: в работе много трудностей, но сложнее всего для нее – расставаться с детьми.

– Я тружусь в интернате всего два года. На первом же выпускном я плакала, хотя успела проработать всего несколько месяцев. К детям привязываешься, их успехами гордишься, за них болит сердце. И прощаться всегда очень грустно.

 

Помочь – в силах каждого

До очередного выпускного еще полгода, за которые детям нужно как можно лучше подготовиться к новой жизни. А значит, педагогам остается вновь переживать за будущее воспитанников и стараться дать как можно больше за это время – пока есть возможность.

Для этого школе нужны развивающие игры, моющиеся игрушки, паззлы, канцелярские товары. Проекту «Вместе. Рядом. Сами» не хватает посуды. Детям всегда необходимы внимание и дружба взрослых: в этом интернату помогают волонтеры. Прийти в интернат и помочь делом, поиграть с детьми или передать необходимые вещи может каждый – связавшись напрямую с руководством КШИ или с местной волонтерской организацией.

 

1
Сережа, 11 лет: Человек-Паук круче Супермена, ведь он только и умеет что стрелять паутиной из рук, а все равно может всех спасти. Но если бы было можно превратиться в кого угодно, я бы все-таки стал Бэтменом. Спас бы ребенка от Злого Гоблина, вернул бы к маме. А Света у нас стала бы ангелом, она очень похожа.

 

Оленегорск
Саша, 7 лет:
Я люблю животных, особенно мне нравятся птицы и насекомые. Пауки совсем не страшные – они же меня не кусают. Боюсь я только пчел, а остальные насекомые мне очень нравятся – и жуки, и тараканы, и бабочки, но все-таки самые красивые – божьи коровки.

 

 

111
Женя, 12 лет: Я все жду, когда меня заберут домой, но мама меня почему-то даже не навещает. Когда я вырасту, а мама станет старенькой, я ее буду навещать. Ведь она тогда станет бабушкой, а папа – дедушкой. А бабушек и дедушек бросать нельзя.

 

 
Оленегорск - КШИ
Дима, 11 лет:
Я люблю строить из конструктора – вот, построил замок только что. В нем будут жить мои друзья – тигр и енот. Тигру и еноту вообще-то сложно ужиться, но я их воспитаю, и они будут ладить. А когда вырасту, стану строителем. Построю большой королевский замок в Мурманске, будет очень красиво.

 

 

11
 
Фото: Елена Груздева