29 ноября Оленегорская коррекционная школа-интернат отмечает 60-летие. Наши корреспонденты побывали в учреждении и выяснили, о чем мечтают воспитанники, как педагоги готовят их к будущей жизни и в чем состоят основные трудности и радости работы с особенными детьми.
Оленегорская коррекционная школа-интернат (КШИ) открылась в Оленегорске в 1959-м году. В 2008-м году она получила статус Государственного областного образовательного учреждения.
Здесь ребята получают общее среднее образование по адаптированным программам и, в соответствии с потребностями, услуги узких специалистов: дефектологов, логопедов, психологов, психиатров.
По словам педагогов, сложность их работы заключается в большой эмоциональной вовлеченности в процесс воспитания и обучения.
– Это не та работа, которая заканчивается в пять часов вечера. Закрыть за собой дверь и полностью отвлечься от мыслей о детях невозможно, – хором заявляют сотрудники КШИ.
Такой режим морально выматывает. Педагоги справляются с эмоциональным выгоранием при помощи активного отдыха и поддержки коллег, черпают оптимизм и идеи в работе других.
Ребят после школы ждут разные судьбы, и до выпуска педагоги стараются дать каждому как можно больше любви, снабдить необходимыми навыками, привить ответственность и трудолюбие. Знания и умения, полученные в интернате, повлияют на качество всей жизни выпускника в дальнейшем.
Маленький шаг – большое достижение
Воспитанники с умеренной и глубокой умственной отсталостью – те, кто после школы не сможет уйти в самостоятельное плавание и обеспечивать себя – живут и учатся в интернате до совершеннолетия.
– Научить иного ребенка держать ложку или завязывать шнурки – это большое достижение. Мы очень радуемся любым позитивным изменениям, ведь они даются с таким трудом, – подчеркивает заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Зайцева.
В дальнейшем судьба детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, имеющих социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решается судом. Они получают статус недееспособных и направляются в учреждения социального обеспечения. Из Оленегорской КШИ выпускники попадают в основном в психоневрологические интернаты Апатитов и Алакуртти.
Сейчас в интернате учатся 122 ребенка из Оленегорска и других городов Мурманской области, из них:
64 имеют инвалидность,
49 человек – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
25 детей являются иногородними, они обучаются и проживают в школе-интернате,
48 ребят из оленегорских семей обучаются в школе, но не проживают в интернате.
Время ограничено
Воспитанники с легкой умственной отсталостью выпускаются из школы по окончании девятого класса. Они сдают экзамен по профессионально-трудовой подготовке, получают свидетельство об обучении и отправляются получать профессию в средние профессиональные образовательные учреждения области.
Директор КШИ Татьяна Третьякова:
– У детей с легкой отсталостью есть возможность получить востребованную профессию в колледже. Они становятся автомеханиками, поварами, малярами-штукатурами. Многие преуспевают в жизни, заводят семью, успешно социализируются.
У Оленегорского горно-промышленного колледжа нет студенческого общежития, поэтому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускающиеся из школы-интерната, поступают в колледжи Мурманска и других городов области. Там за ними присматривают социальные педагоги, воспитатели общежитий, учат жить на новом месте, ездить по нужным маршрутам, делать необходимые платежи и покупки.
– Конечно, тем, у кого есть родители, гораздо проще. Они могут учиться и жить дома. В 15 лет ребенку невозможно вести самостоятельную жизнь, тем более, если у него есть особенности здоровья. И представьте себе ситуацию: такой ребенок приезжает в новый город, там все незнакомо, все сложно. Я уже не говорю о разных соблазнах, которым в этом возрасте очень тяжело противостоять. Страх за будущее детей – одна из самых тяжелых сторон нашей профессии. Мы поддерживаем связь с выпускниками, но у нас нет возможности опекать их дальше. Поэтому подготовке воспитанников к самостоятельной жизни уделяется такое большое внимание, – говорит директор КШИ Татьяна Третьякова.
Социальный педагог школы-интерната Ольга Овсянникова может по памяти перечислить всех выпускников, поступивших в колледжи за последние четыре года – всего их восемнадцать. В 2020-м году к ним присоединятся еще трое. Педагог говорит, что еще в школе можно предугадать сложности, с которыми каждый из них столкнется.
– Кто-то организован, трудолюбив, ответственен, за них мы более или менее спокойны. Есть и трудные ребята. Мы стараемся, чтобы к моменту выпуска все были максимально приспособлены к самостоятельной жизни, но «группа риска» все равно есть, – объясняет Ольга Овсянникова.
Взрослая жизнь: пробная версия
С 2018-го года в интернате работает проект «Вместе. Рядом. Сами». Там подростков в возрасте от 14 до 16 лет готовят к самостоятельной жизни. Они живут в отдельном помещении, организованном по принципу обычной квартиры и на практике получают базовые жизненные навыки.
– Сначала мы довольно строго их контролируем, но со временем предоставляем все больше свободы и ответственности, – говорит их воспитатель Галина Михаленко.
Сейчас в группе шесть мальчиков и одна девочка. У мальчиков по одной комнате на двоих, девочка живет в отдельной. Ребята сами контролируют свой режима дня – при этом опаздывать на занятия и мероприятия по-прежнему нельзя. Юные жильцы сами убираются, стирают, по выходным с помощью воспитателя готовят себе еду.
– Конечно, мальчикам все время приходится напоминать о домашних делах. В прошлом году группа состояла преимущественно из девочек – те были более самостоятельными, и мы давали им больше свободы. Но наши мальчики тоже делают успехи: теперь они почти все умеют и в случае необходимости смогут сами себя обслужить, – объясняет педагог.
Подросткам пригодятся бытовые навыки, когда они покинут интернат. Они поступят в колледжи и будут жить в общежитиях. В дальнейшем все будут обеспечены собственным жильем. Юношам и девушкам в скором времени предстоит решать формальные вопросы и обеспечивать свой быт, и они должны быть к этому готовы.
– Здесь наши воспитанники занимаются не только домашним хозяйством: они учатся всему тому, без чего не прожить во взрослой жизни. С ними работает с социальный педагог, психолог, к нам приходят специалисты из отдела опеки и попечительства города, пенсионного фонда, банка. Ребятам преподают семейную этику и деловое письмо, – перечисляет Галина Михаленко.
Атмосфера в экспериментальной квартире исключительно товарищеская. Ее обитатели играют, соревнуются и спорят, помогают товарищам и не устают друг над другом подшучивать, впрочем, вполне добродушно. О спортивных и творческих успехах, об интересах, проблемах друг друга соседи осведомлены, кажется, лучше, чем иные родные братья.
Ребята из группы «Вместе. Рядом. Сами» уже задумываются о будущем. Один с удовольствием готовит и собирается учиться на повара. Другой увлечен компьютерными играми, мечтает о популярности и рассматривает вариант ведения видеоблога для геймеров.
Галина Михаленко признается: в работе много трудностей, но сложнее всего для нее – расставаться с детьми.
– Я тружусь в интернате всего два года. На первом же выпускном я плакала, хотя успела проработать всего несколько месяцев. К детям привязываешься, их успехами гордишься, за них болит сердце. И прощаться всегда очень грустно.
Помочь – в силах каждого
До очередного выпускного еще полгода, за которые детям нужно как можно лучше подготовиться к новой жизни. А значит, педагогам остается вновь переживать за будущее воспитанников и стараться дать как можно больше за это время – пока есть возможность.
Для этого школе нужны развивающие игры, моющиеся игрушки, паззлы, канцелярские товары. Проекту «Вместе. Рядом. Сами» не хватает посуды. Детям всегда необходимы внимание и дружба взрослых: в этом интернату помогают волонтеры. Прийти в интернат и помочь делом, поиграть с детьми или передать необходимые вещи может каждый – связавшись напрямую с руководством КШИ или с местной волонтерской организацией.