Перейти к основному содержанию

Home      Новости      Спецпроект      Итоговое собеседование по русскому языку. Секреты успеха | Наш Оленегорск

Итоговое собеседование по русскому языку. Секреты успеха

Комитет по образованию администрации Оленегорска подготовил рекомендации по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку.

С 2018/2019 учебного года обязательным условием допуска девятиклассников к основному государственному экзамену (ОГЭ) стало успешное прохождение итогового собеседования по русскому языку. Цель испытания – понять, насколько хорошо обучающиеся владеют русским языком.

Итоговое собеседование выпускники девятых классов будут проходить в своих школах. В 2019/2020 учебном году итоговое собеседование проводится в следующие сроки:

  • 12 февраля 2020 года – основной срок;
  • 11 марта и 18 мая 2020 года – дополнительные сроки.

Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачет» или «незачет». В случае получения «незачета» или отсутствия по болезни у девятиклассника есть две попытки пересдачи экзамена.

На выполнение работы каждому девятикласснику отводится 15 минут. Для участников с ограниченными возможностями здоровья продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается до 30 минут. В процессе проведения собеседования ведется аудиозапись.

Эксперт будет оценивать выполнение заданий непосредственно в процессе ответа. При этом он будет руководствоваться специально разработанными критериями с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

На собеседовании обучающимся предлагается четыре задания. Первое – чтение вслух текста объемом около 180 слов. Все материалы для чтения посвящены выдающимся россиянам, знакомым ребятам по урокам истории, обществознания, литературы, биологии. Основные сложные моменты будут касаться постановки ударений, склонения числительных, норм произношения и дикции.

Совет:

Запомните, как ставятся ударения в словах, в которых чаще всего делают ошибки не только школьники, но и взрослые (см. орфоэпический словник, составленный ФИПИ). Обратите внимание на постановку ударений в глаголах прошедшего времени (начал-начала-начали, принял-приняла-приняли и т. п.). Потренируйтесь склонять числительные, обозначающие количество (более пятисот, равно двумстам, о трёхстах) и порядок при счёте, годы (в тысяча девятьсот пятидесятом году). Вспомните, как читаются римские цифры (XVII = 17-й век). Почитайте тексты вслух с размеренной интонацией, делая нужные паузы на месте соответствующих знаков препинания. Не торопитесь: оценивается не скорость вашего чтения, а выразительность.

Второе задание – пересказ. Здесь также есть время на подготовку. Можно составить короткий план, записать ключевые даты, имена, удачную мысль. Но есть важное условие – нужно не просто пересказать прочитанный текст, а постараться органично «вплести» в свою речь цитату. Она дается здесь же. Например, в демоверсии на сайте ФИПИ размещен текст про Юрия Гагарина. А цитата про него – от Сергея Королева.

Совет:

Для пересказа вам понадобятся примерно те же приемы, что и для написания изложения. Выбрасывайте ненужные детали, сложные обороты, повторяющиеся мысли, объединяйте похожие факты в одно целое, перефразируйте, говорите простым и понятным языком. В пересказ текста вам необходимо будет включить одну конкретную цитату. Её можно переделать в косвенную речь, а можно оставить без изменений. Главное — найти для неё место, опираясь на логику и содержание текста. Иногда это место очевидно сразу, но в некоторых случаях нужно время, чтобы его обнаружить. Постарайтесь отвести на это хотя бы полминуты.

Третье задание – монолог. И здесь у обучающегося появляется выбор типа речи: он может отдать предпочтение описанию, повествованию или рассуждению. Эти задания предполагают принципиально разный характер речи. В случае с описанием девятикласснику покажут фотографию, допустим, школьного праздника или спортивного соревнования. Нужно описать, что изображено на картинке: место и время события, кто в нем участвует... Если школьник выберет повествование, он должен будет рассказать о чем-то на основе своего жизненного опыта. К примеру, о походе или экскурсии, которая запомнилась больше всего. Монолог-рассуждение носит проблемный характер, предполагает ответ на вопрос «нужно ли?». Например: «Всегда ли нужно следовать моде?». Во всех трех вариантах учащемуся предложат небольшой примерный план с наводящими вопросами, которые помогут раскрыть тему.

Совет:

Описывайте вслух разные снимки — в первую очередь те, на которых просматривается определённый сюжет. Листая свою ленту Инстаграм, останавливайтесь на тех кадрах, которые можно использовать для тренировки. Это задание интересно выполнять в паре, подкидывая друг другу неожиданные фото, достойные описания. Потренируйтесь рассказывать друзьям, родным короткие истории из жизни. Попросите своих слушателей давать вам задания для спонтанного монолога: «Расскажи о любимом фильме, блюде, виде спорта, о любимом предмете, учителе, о самой необычной поездке, об интересной профессии, о прошлых выходных…».

Четвертое задание – диалог с собеседником-экзаменатором. Вопросы собеседника могут быть направлены на то, чтобы школьник расширил свой ответ, дополнил, уточнил. На всякий случай для учителя тоже составлена «шпаргалка» – карточки с примерными вопросами по теме.

Совет:

Если вам достался сложный вопрос, не молчите: скажите, что вопрос очень интересный и вам нужно над ним подумать. Рассуждайте вслух. Попробуйте рассмотреть проблему с разных сторон, используйте конструкции «Предположим, что… Тогда…», «Если…, то…», «С одной стороны, … с другой стороны, …» и подобные.

Воспринимайте собеседование не как экзамен, а как интервью — первое и далеко не последнее в вашей будущей интересной работе. Делайте то, чего боитесь, и с каждым разом страх будет уменьшаться, отступать, сходить на нет, а вы — приближаться к поставленной цели!

 

В комитете по образованию администрации Оленегорска с подведомственной территорией открыта «горячая линия» по вопросам прохождения государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования. Свои вопросы участники образовательных отношений могут задать заведующему сектором общего образования в составе комитета по образованию администрации Оленегорска с подведомственной территорией Ирине Машниной по телефону 52-888 в рабочее время с 08:45 до 17:15 (обед с 12:45 до 14:00) по будним дням.

 

Фото: masu.edu.ru