Образовательно-выставочный проект «Путешествие в мир науки и искусства» 9-10 апреля прошел в Центре культуры и досуга «Полярная звезда» при поддержке «Северстали». Мастер-классы и лекции для педагогов и школьников провели специалисты Русского музея – Борис Столяров, Ксения Шафроненко, Елена Елиференко. Корреспондент портала «Наш Оленегорск» поговорил с Еленой Николаевной о проекте, искусстве и городе.
– Почему в первой вашей лекции «От математического расчета к художественному образу в архитектуре» было так мало математики?
– Ксения подробно рассказала о симметрии, золотом сечении, фракталах, поэтому я особенно нагружать лекции математическими планами не стала, тем более аудитория в основном подростковая. Поэтому основное внимание я уделила художественному образу в архитектуре: рассказала, как он менялся с течением времени, как древние мастера возводили здания, храмы из дерева, как начиналось каменное строительство на Руси.
Думаю, что учителя математики, познакомившись в моей лекции с шедеврами зодчих Древней Руси, сумеют с помощью хорошо известных формул показать своим ученикам ясность и совершенство, присущие простым геометрическим телам: параллелепипеду, призме, пирамиде, конусу, к которым можно свести многообразие архитектурных форм известных памятников.
– Как зародилась идея проекта?
– Общая идея, конечно, принадлежит Борису Столярову. Тема этого года – «Математика и искусство». Возможно, все началось даже с неё. Наш отдел уже шесть лет сотрудничает с Информационно-методическим центром Центрального района Санкт-Петербурга. Ребята старших классов из 14 образовательных учреждений города в течение года посещали музейные занятия, посвященные симметрии в изобразительном и народном искусстве, работали над собственными проектами.
Давно мы работаем и со школьниками из Лаборатории непрерывного математического образования, куда принимаются только действительно математически одаренные дети. Каждую неделю учащиеся седьмых, восьмых и девятых классов приходят к нам на занятия по программе «Русский музей: история в архитектурных образах». Так у нас родилась идея связать с математику не только с изобразительным искусством, но и с архитектурой.
Школьная рутина делает урок не очень интересным. Хорошо же, когда учитель может прийти в музей и с помощью ярких образов, воплощенных в материале известными художниками и архитекторами, постарается пробудить живой интерес к строгому, лишенному эмоций языку математики?
– Для кого предназначен проект?
В основном для учителей-математиков. Зачастую именно с этим предметом у школьников большие проблемы. Наша задача – показать преподавателям, что через изобразительное искусство можно так преподнести ученику математические формулы, что ему станет интересно. Но благодаря ПАО «Северсталь» мы можем познакомить с проектом «Путешествие в мир науки и искусства» преподавателей и школьников старших классов, представителей учреждений культуры и образования Северо-Запада.
– Идеальная аудитория – она какая?
Идеальный состав аудитории был в Череповце – одни педагоги! Мне нравится, когда среди слушателей есть старшеклассники, я люблю с ними работать. Но все-таки лекции мы готовили для преподавателей. Школьная рутина делает урок не очень интересным. Хорошо же, когда учитель может прийти в музей и с помощью ярких образов, воплощенных в материале известными художниками и архитекторами, постарается пробудить живой интерес к строгому, лишенному эмоций языку математики?
– Менялось ли содержание семинаров и мастер-классов в зависимости от аудитории?
Нет. И в Череповце, и в Костомукше, и в Оленегорске лекции и мастер-классы проводились по единой программе. Удивило, что и педагоги-художники, и математики на мастер-классах увлеченно работали, выполняли досконально все задания. А после еще и с инициативами выступили на подведении итогов – предложили идеи проектов, которые войдут в печатное издание, завершающее тему.
– Расскажите про брошюру. Что это будет?
– Небольшое пособие на тему «Математика и искусство». В него войдет фактическая информация – все то, что представлено на красочных планшетах дидактической выставки, сопровождающей наш проект. Первая часть сборника расскажет о математических понятиях – симметрии, перспективе, фракталах – и о том, как они отражены в изобразительном искусстве. Лучшие работы участников мастер-классов, идеи и проекты преподавателей займут вторую часть сборника. Мы его вышлем, как только он будет готов. К слову, сейчас к вам из Петербурга идет подарок: сборник – итог прошлогоднего проекта «Живая планета в красках и цифре».
В регионе необходимо развивать искусство! И самосознание горожан. Тогда они будут совершенно с другим настроением работать, а не так, что они отработали на производстве, пришли, легли на диван и смотрят телевизор. Унылое существование!
– Как будете поддерживать обратную связь с региональными учителями?
– В нашем музее налажено дистанционное обучение, работает портал «Здравствуй, музей!» Мы можем проводить благодаря ему видеоконференции с другими регионами, дистанционно читать лекции по заявкам учителей, увеличить количество информации на портале по тем разделам, которые интересуют преподавателей. Для этого нужно зарегистрироваться и проявить инициативу, подать заявку.
– Как привлечь к искусству и музеям тех, кто считает, что это – «останки отжившего»?
– Архитектура города подсознательно воздействует на человека. Если человек не хочет идти в музей, его туда не заманишь. Встречаются и у нас такие люди, которые никогда не были ни в Эрмитаже, ни в Русском музее. Однако архитектура Санкт-Петербурга всегда на своем месте, она постоянно воздействует на нас. Привлекать к искусству надо через архитектуру города! И тогда будет совершенно другая отдача от жителей.
В регионе необходимо развивать искусство! И самосознание горожан. Тогда они будут совершенно с другим настроением работать, а не так, что они отработали на производстве, пришли, легли на диван и смотрят телевизор. Унылое существование!
Ударим же по однообразию Оленегорска искусством! Чтобы выросли новые художники и украсили город своими произведениями. Пожелала бы, чтобы город стал самым красивым в Заполярье! Все-таки он этого достоин.
– Так вот почему все едут в Петербург? Потому что это «город-музей»?
– Да. Архитекторы, художники прошлого вложили в свой город много сил и труда, чтобы сделать его красивым, чтобы в нем было приятно жить. Нужно развивать искусство в регионах для того, чтобы люди в них оставались! Это важно. На это отчасти направлены наши усилия.
– Елена Николаевна, а как вам архитектура Оленегорска?
– Мне понравился центр города. Он хорошо спланирован – две площади, развязки… Жаль, что я увидела окрестности только мельком. Но вот бросилось в глаза то, что дома серые и однообразные. Не хватает ярких художественных образов, чтобы люди приезжали и восхищались. Вот природа поразила – это да! Снежные вершины гор, сопки, покрытые лесом… В них нет однообразия, а вот в домах и архитектуре Оленегорска – есть.
– Что пожелаете городу?
– Воспылать идеей превращения математики в поэзию. Ударим же по однообразию Оленегорска искусством! Чтобы выросли новые художники и украсили город своими произведениями. Пожелала бы, чтобы город стал самым красивым в Заполярье! Все-таки он этого достоин. Можно так обустроить город, что люди будут чаще улыбаться на улицах, к вам будут слетаться туристы, будут рваться в Оленегорск. Мы сейчас вот наговорим, а в следующий раз приезжаем, а тут… здание, подобное Музею Гуггенхайма в Бильбао, сияющее металлом и стеклом, – смеется Елена Николаевна.
Люди