Перейти к основному содержанию

Home      Любовь к музыке может стать профессией | Наш Оленегорск

Любовь к музыке может стать профессией

Эксперт
Маргарита Кивековская

Конвертируя талант и хобби в дело всей своей жизни, мы приобретаем по-настоящему любимую работу, оставляя рутину за дверцей несбывшихся рассказов о взрослой действительности. Чем счастливее мы пребываем в своей основной деятельности, тем продуктивнее охота за результатом и ярче эффект от достижения целей. Подобные тенденции нередко становятся заразительными для преемников и вдохновляют на новые, пусть даже личные и локальные подвиги. О том, как любовь и работа стали синонимами, рассказывает директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" Маргарита Леонидовна Кивековская.

- Известно, что отец Никколо Паганини запирал своё дитя в чулане со скрипкой, желая воспитать подлинного профессионала. Сергей Прокофьев, ещё не умея записывать ноты на бумагу, в пять лет начал сочинять несложные мелодии, проводя часы за домашним роялем. А как начался Ваш творческий путь? Занятия музыкой не помешали Вашим детским мечтам?

- В моей семье ни музыкантов, ни педагогов не было. Однажды мой папа помог перевезти пианино для жены своего знакомого. Любимова Зоя Фёдоровна (хозяйка инструмента) работала педагогом по классу фортепиано в Оленегорской музыкальной школе. Она пригласила на прослушивание. В школу я пришла со старшей сестрой. Нам очень понравилось. Сестру пригласили на хоровое отделение, а меня на обучение игре на фортепиано. Обучаясь во втором классе, когда мне было 8 лет, я Зое Фёдоровне абсолютно осознанно сообщила, что хочу стать учителем, как и она. С тех пор и начался мой творческий путь. Мне очень нравилось выступать, побеждать в конкурсах, ездить по разным городам Мурманской области. Занятия музыкой не мешали мне хорошо учиться в школе. Напротив, думаю, что чёткое расписание в музыкальной школе меня дисциплинировало и научило тратить свободное время рационально.

- Были ли в Вашем детстве ненавистные дисциплины или музыкальные произведения?

- Нет, такого не было. Даже в общеобразовательной школе у меня не было ненавистных дисциплин. Мне очень повезло с преподавателями.

- А какие были самыми любимыми?

- Помимо фортепиано мне очень нравился предмет «концертмейстерский класс», на котором я подыгрывала профессиональному музыканту, выпускнице Петрозаводской консерватории Мальцевой Наталье Алексеевне (скрипка). Из музыкальных произведений мне всегда нравились сочинения Сергея Рахманинова и Людвига Бетховена.

- Случалось ли выступать в каких-то экстремальных обстоятельствах?

- Бывало, что на инструменте пару клавиш западали, педаль не работала. Но это было давно и не в нашей школе. В целом экстрима в выступлениях не было. Хотя концерты мы давали даже во дворах, при разных погодных условиях.

- Как сейчас проходит Ваш досуг? Нет ли перегруза, если он также связан с музыкой?

- Перегруза нет, либо я не умею его ощущать. Иногда для «перезагрузки» достаточно посмотреть фильм, почитать, повязать, погулять, отправиться на шопинг, поговорить с интересным собеседником.

- Каким образом проходит набор детей в музыкальную школу?

- В школе с начала апреля объявляется набор в первый класс, составляются контрольные приёмы. Проходит День открытых дверей, где детей знакомят с музыкальными инструментами. Родители либо законные представители пишут заявление.

- С какого и по какой возраст можно начать обучение в музыкальной школе?

- Согласно Федеральным государственным требованиям на обучение по предпрофессиональным образовательным программам в области музыкального искусства принимаются дети в возрасте от 6,5 до 12 лет. Но в нашей школе есть альтернативные программы. Поэтому мы с удовольствием занимаемся и с малышами с трёх лет, и с подростками, и со взрослыми.

- Довольно популярный вопрос – легко ли научиться играть на музыкальном инструменте после 30 лет?

- В школе игре на музыкальном инструменте обучается много взрослых. Осваивают гитару, фортепиано, саксофон, дудук.  Может не очень этично, но сообщу, что самому старшему ученику школы 76 лет. Взрослые осваивают игру на инструменте намного быстрее детей. Кому-то хватает года для осуществления своей мечты, а некоторые очень увлечены и занимаются дольше. Всё зависит от того, какую цель ставят перед собой.

- Есть ли какое-то популярное родительское сомнение о наличии слуха и голоса, которое мы можем разрушить прямо сейчас, в этом интервью?

- Всё чаще к нам приводят детей с трёх лет. Конечно, родители сразу интересуются, есть ли у ребёнка слух. Всегда считала, что самое главное не наличие музыкальных данных (ритм, музыкальная память, координация рук), а желание ребенка. Пока дети маленькие, мы даём возможность познакомиться со всеми имеющимися в школе инструментами. Часто родители присутствуют при таких встречах. Сами с удовольствием пробуют исполнить первые, пусть даже простейшие, произведения. Если при первой встрече у ребенка горят глаза, и он не желает выпускать из рук инструмент, а дома с остальными членам семьи делится впечатлениями, то при регулярных занятиях у него и слух разовьётся, и ритм, и голос.    

- Могут ли ученики самостоятельно выбирать произведения, которые будут играть?

- Конечно, могут. Выбирают, разучивают и с удовольствием исполняют. Есть обязательные произведения для зачётов (этюды, полифония). Но сейчас такой огромный выбор нотных сборников, сочинений современных авторов, которые помогают детям познать мир музыки и выбрать произведение по душе.

- Каков главный принцип лично Вашей работы с детьми?

- Воспитать грамотного слушателя и привить любовь к музыке.

- Есть среди Ваших выпускников те, что стали профессиональными музыкантами?

- С музыкой свою жизнь связала пока только одна моя выпускница – Архипова Марина Сергеевна. После обучения в Мурманском колледже искусств она вернулась в музыкальную школу и сейчас помимо преподавательской деятельности занимает должность заместителя директора по воспитательной работе. Ещё один мой выпускник, Владислав Замяткин, поёт в ансамбле «Северные Росы» (ЦКиД «Полярная звезда»). Очень приятно, когда мои выпускники посещают концерты, приводят учиться своих детей.

- Сегодняшние дети похожи на тех, что учились вместе с Вами?

- Сейчас дети такие же, как и раньше. Только мыслят по-другому. А нам кажется, что они более подвижные, гиперактивные, не могут долго концентрировать внимание и сосредоточиться.

- Что, помимо работы, наполняет Вашу жизнь, помогает отвлекаться и заряжаться энергией?

- Работа занимает огромное место в моей жизни. Мне нравится организовывать мероприятия, видеть счастливые лица детей. Но дома у меня надёжный тыл – моя семья - муж, дочь, сын и преданная собака. Мне нравится проводить время с ними, готовить любимые и новые блюда. Зимой очень люблю гулять в старом парке. Летом, если не уезжаем, отвлекаюсь на даче.

Довольно трудно встретить человека, который бы не испытывал каких-либо чувств к такому явлению, как музыка. Мы знакомимся с ней в колыбели, различаем её в своих первых мультфильмах, проигрываем в голове по дороге домой и превращаем любимый мотив в саундтрек к собственным будням. И чем больше мы впускаем в жизнь новых чувств и ощущений, тем больше непонятых ранее мелодий обретают смысл. Другое дело – создать этот смысл самостоятельно и заботливо упаковать его в искусство. Каким образом? Расскажут в музыкальной школе.

Беседовал Виктор ИВАНИЦКИЙ. Фото из архива Маргариты КИВЕКОВСКОЙ.