Агрегатор «Яндекс.Такси» запускается в Оленегорске. Мы попросили представителя агрегатора и владельца одного из сервисов сделать прогнозы относительно того, как вход нового игрока повлияет на городской рынок пассажирских перевозок.
В начале года пилотный запуск «Яндекс.Такси» успешно прошел в моногородах с населением от 35 до 60 тысяч человек во Владимирской и Нижегородской областях и в республике Башкортостан. 24 мая 2018-го года «Фонд развития моногородов» и компания «Яндекс.Такси» заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Теперь компания планирует запустить агрегатор в более чем 100 городах.
– Выход на новый уровень партнерства с «Яндекс.Такси» позволит нам активизировать деятельность по вовлечению предпринимателей в честный прозрачный бизнес и внедрению современной цифровой услуги в маленьких городах. Это будет способствовать появлению новых рабочих мест и диверсификации экономики монопоселений. До конца 2018 года мы планируем повысить доступность пассажирских перевозок легковым такси за счет онлайн-заказа не менее чем в 100 моногородах», – сообщил генеральный директор «Фонда развития» моногородов Илья Кривогов.
Сейчас агрегатор входит на рынок Оленегорска. По мнению местного куратора «Яндекс.Такси» Фарида Сеидова, приложением будет пользоваться более половины пассажиров в городе.
Думаю, нашим сервисом будет пользоваться около 60% пассажиров
– Я считаю, что у «Яндекса» большие перспективы, но вход на местный рынок займет определенное время, – прогнозирует бизнесмен. – Конечно, как и все предприниматели, я хотел бы, чтобы агрегатор охватил 100% пассажиров. Но думаю, нашим сервисом будет пользоваться около 60%.
Фарид уверен, что горожанам будет удобнее заказывать автомобиль через приложение и отслеживать местонахождение машины в реальном времени. Бизнесмен рассчитывает на пользовательские преимущества приложения и говорит, что начинать жесткую ценовую борьбу «Яндекс» не планирует.
– Многие могут сказать, что особой разницы между классическими службами такси и агрегаторами нет. Но я уверен, что она есть. Заказывая машину через приложение, клиент знает имя водителя, марку и номер автомобиля, видит, на каком отрезке пути машина находится и когда можно выходить. Все пассажиры застрахованы, «Яндекс» требует у водителей следить за техническим состоянием автомобиля. Клиент всегда может сообщить о нарушениях и неподобающем поведении водителя. Сервис прост в использовании, и мне кажется, все смогут им пользоваться. Так что мне кажется, у нас получится остаться на рынке Оленегорска. Что касается цен – стоимость заказа по городу у нас останется такой же, но поездки между городами будут дешевле, – поясняет куратор.
Сферы обслуживания уже распределены, и делиться точно никто не захочет
Фарид считает важным достоинством снижение пробегов и заявляет, что для водителей условия агрегатора окажутся более выгодными.
– Я рассматривал возможность сотрудничества с местными парками. Но оказалось, что в городе парка нет, так как водители работают на личных автомобилях. Тем более, тут сферы обслуживания уже распределены, и делиться точно никто не захочет. Но думаю, что водители увидят преимущества в работе через агрегатор. Заказы у нас распределяет робот, и он видит, кто ближе к клиенту. Так уменьшаются пробеги, даже в маленьком городе это важно.
Фарид уверен, что через некоторое время «Яндекс.Такси» в Оленегорске заработает стабильно.
Пока же другие бизнесмены, в свою очередь, строят прогнозы относительно перспектив сервиса.
Предприниматель Людмила Васильева работает на рынке пассажирских перевозок Оленегорска два года. Она считает, что агрегаторы больше подходят для городов с населением от 400 тысяч человек, где время ожидания порой затягивается из-за больших расстояний и пробок. Однако Людмила допускает возможность оттока части потребителей.
У нас в городе несколько сервисов, образующих устоявшийся рынок
– Примерно половине наших клиентов менее 35 лет. «Если Яндекс.Такси» останется в Оленегорске, к ним уйдет часть молодых пассажиров. При этом, по моим подсчетам, с нами останутся почти все пассажиры старше 35, – рассчитывает предприниматель. – Но мне кажется, в Оленегорске у «Яндекс.Такси» немного перспектив. У нас в городе несколько сервисов, образующих устоявшийся рынок. Люди привыкли, что машины к подъезду подают очень быстро. Да, через приложение можно выбрать ближайшего водителя, но тот может отказаться. Или возьмет заказ, но в первую очередь отправится к другому клиенту. А диспетчер сразу говорит, кто к вам приедет – мне кажется, это надежнее. Мне самой легче позвонить диспетчеру. Только набрала номер – и уже знаю, что машина ко мне едет.
Людмила уверена, что классическая диспетчерская служба более клиентоориентирована, что дает местным предпринимателям серьезное конкурентное преимущество. По ее словам, опасаться ужесточения конкуренции с приходом «Яндекс.Такси» не стоит.
Водителей в нашей службе сейчас немного, в основном – пенсионеры. Не думаю, что им будет легко заходить в приложения
– При общении с диспетчером можно высказать свои предпочтения. Клиент говорит: «Мне нужна машина пониже, багажник побольше». И ему по возможности подбирают подходящий автомобиль. И, наконец, я считаю, через диспетчера заказывать такси безопаснее. Мы несем ответственность за пассажира с того момента, как он сел в машину. Агрегаторы предоставляют программную платформу и ни за что не отвечают. Так что преимущество у местных компаний, – считает Людмила. – Что касается привлечения местного парка, думаю, тут у агрегатора тоже будет сложности. Водителей в нашей службе сейчас немного, в основном – пенсионеры. Не думаю, что им будет легко заходить в приложения и работать через Интернет. И для работы, и для заказа такси через агрегатор нужен телефон на базе Android, а такими не все молодые пользуются, что и говорить о людях пенсионного возраста.
Если «Яндекс.Такси» начнет демпинговую политику, мы не останемся в стороне
Тем не менее, Людмила Васильева допускает, что «Яндекс.Такси» может попробовать вытеснить местных бизнесменов посредством временного снижения цен. Предприниматель заявляет, что уверена в своих силах и готова бороться за свое место на рынке.
– Если «Яндекс.Такси» начнет демпинговую политику, мы не останемся в стороне. Хотя с учетом льгот и акций мы и так работаем по минимальным возможным расценкам, у нас гибкая политика. Но я не думаю, что и агрегатор существенно снизит стоимость поездки за счет диспетчерских процентов. Им тоже придется учитывать и стоимость бензина, и амортизацию, и обслуживание, и налоги. Так что я совсем не переживаю из-за прихода «Яндекс.Такси» и не думаю, что они смогут вытеснить местные компании.
В городах Мурманской области уже были попытки запустить «Яндекс.Такси». Прошлой весной появилась информация о входе агрегатора на рынок Апатитов и Кировска, однако сейчас приложение для этих городов не поддерживается. В Мончегорске сервис в данный момент работает.