В случае несоответствия цен на один и тот же товар на ценнике и кассовом узле торговая организация обязана продать товар по цене, указанной на ценнике.
Прокуратура Оленегорска разъясняет, что на основании пункта 1 статьи 500 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), при покупке товаров между покупателем и торговой организацией заключается договор розничной купли-продажи, в рамках которого покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения данного договора.
Вместе с тем, договор заключается на условиях публичной оферты – предложения, которое содержит все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.
Согласно пункту 2 статьи 494 ГК РФ публичной офертой признаются выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров и демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи.
Следовательно, продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи товара на условиях и по цене, указанных при выставлении товара в витринах и на прилавках магазина.
Цена на продаваемый товар может содержаться в ценнике. В соответствии с пунктом 182 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» под ценник - бумажный или иной визуальный носитель информации, доступный для покупателей. Ценник сопровождает образцы товаров, выставляемых на прилавках, витринах и должен содержать информацию о наименовании товара, сорте (при наличии), цене за массу или единицу (штуку, метр) товара.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 (далее – Правил), продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать наименование товара, цену в рублях и условия приобретения товаров.
Аналогичная норма также закреплена в пункте 3 части 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно пункту 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.
При изменении цены на товар она меняется на кассовом узле, а также в торговом зале на ценниках. Если цена на один и тот же товар на ценнике и кассовом узле различна, магазин нарушает все вышеуказанные нормы, что квалифицируется как введение покупателя в заблуждение, причем причина несоответствия цен значения не имеет.
В случае несоответствия цен на один и тот же товар на ценнике и кассовом узле торговая организация обязана продать товар по цене, указанной на ценнике. При выявлении данного несоответствия торговая организация может быть привлечена к административной ответственности.