Перейти к основному содержанию

Home      Новости      Люди      Готов ли ваш ребенок к школе? | Наш Оленегорск

Готов ли ваш ребенок к школе?

Чему стоит научить ребенка до поступления в школу и меняется ли с годами подготовка дошкольников, поступающих в первый класс, рассказала заместитель директора школы №4 Екатерина Резник.

По словам педагога, в вопросах подготовки к школе родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателями детского сада, а не делегировать все полномочия дошкольным учреждениям.

– Как и много лет назад, готовность ребёнка к школе во многом зависит не только от дошкольной образовательной организации, но и от семьи, в которой он воспитывается, от уровня ответственности и заинтересованности родителей в его развитии, – уверена Екатерина Резник.

Опыт преподавателя показывает, что большинство детей – от 70% до 80% – при поступлении в первый класс готовы к обучению в школе. У них хорошо развиты логическое мышление, речь, память, внимание, произвольное поведение, понимание различия между словами «хочу» и «надо».  Этот показатель практически не изменяется в течение последних двух десятилетий.

Лучший возраст для того, чтобы знакомиться с книгой как источником знаний – пять-шесть лет

Вместе с тем, у 20% первоклассников педагоги отмечают низкий уровень готовности к школьному обучению. У них нет положительной мотивации к обучению, недостаточно сформировано произвольное поведение, умение слушать и слышать. Некоторые первоклассники приходят в школу, не освоив навыки самообслуживания.

– Часто родители задаются вопросом: «Нужно ли ребёнка учить читать до школы?» Чтение не является обязательным требованием и критерием готовности ребёнка к школе. Но лучший возраст для того, чтобы знакомиться с книгой как источником знаний – пять-шесть лет. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего проявляет желание научиться читать. Если упустить этот момент, велика вероятность, что потом придется заставлять его, и тогда чтение из увлечения превратится в повинность. Облегчить обучение чтению позволит развитие фонематического слуха, умения определять место звука в слове, количество слогов, постановку ударения, – объясняет педагог.

Вместо обучения письму лучше развивать у ребенка устную речь, память, мышление и ориентацию на листе бумаги

А вот учиться писать дома не стоит, считает Екатерина Резник. Из тех, кто к походу первый раз в первый класс умеет писать, очень многие неправильно держат ручку, во время письма неправильно держат осанку. Исправить эти привычки сложно, а тем временем они могут вызвать у ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем.

– Вместо обучения письму лучше развивать у ребенка устную речь, память, мышление и ориентацию на листе бумаги, – говорит Екатерина.

Для этого подходят знакомые нескольким поколениям дошкольников «картинки с десятью отличиями», паззлы, простые логические задачи, раскрашивание картинок, не выходя за контуры. Такие упражнения нужно обязательно доделывать до конца: так малыш учится произвольному поведению. Это важно, так как за последние годы резко снизился уровень произвольного внимания, когда ребенок способен надолго концентрироваться на одном виде деятельности и доводить начатое дело до конца. Если десять лет назад первоклассник мог произвольно удерживать внимание в течение 10-12 минут, не отвлекаясь, то сейчас это время сократилось в среднем до 6-7 минут.

Екатерина Резник относит эту перемену в том числе и на счет активного использования гаджетов:

– Конечно, знакомиться с современными устройствами необходимо, но во всем должна быть мера. Многие дети слишком подолгу играют с телефонами, планшетами. Там они занимаются только тем, что им нравится. При этом не вырабатывается навык делать то, что надо, а не то, что хочется. Ухудшение произвольного внимания – это проблема, ведь урок в начальной школе длится 35 минут, и неподготовленному ребенку тяжело «работать» все это время.

Следует расспрашивать ребенка таким образом, чтобы он строил законченные фразы и объяснял свои мысли

Что касается развития речи, первокласснику нужно уметь правильно сформулировать свою мысль, составить рассказ из нескольких предложений по картинке, ответить на вопрос по содержанию прочитанного.

– Хочу попросить родителей чаще говорить с дошкольником, выделяя для этого хотя бы 30 минут в день и показывая образец правильной речи. При этом следует расспрашивать его таким образом, чтобы он строил законченные фразы и объяснял свои мысли. Полезно учить стихи, но не зазубривать механически, а понимать их смысл.

Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен знать числа, прямой и обратный счёт в пределах десяти, называть свое имя, фамилию и адрес, дни недели, месяцы и времена года, уметь самостоятельно одеваться. Полезно для дошкольника и соблюдать режим дня. Это один из рычагов, помогающих воспитать самодисциплину.

Ребенка легко можно побудить что-то рассматривать, слушать, запоминать и анализировать

Освоение всех этих навыков не должно сопровождаться слезами и глотанием валерьянки, считает педагог с 30-летним стажем. Важно создавать условия, чтобы ребенок сам заинтересовался чтением, развивающими упражнениями и получением новых знаний.

– Принуждение только усугубляет ситуацию. Если увлечь ребенка не получается, всегда можно обратиться к психологу. После занятий со специалистом и выполнения его рекомендаций отторжение к занятиям должно пройти. Правильная систематическая подготовка дошкольников к школе ‒ залог последующего успешного обучения. Все шести-семилетние дети отличаются высоким уровнем развития и пластичностью мышления. В этом возрасте развивается память, логика и воображение. Ребенка легко можно побудить что-то рассматривать, слушать, запоминать и анализировать. Поэтому важно не упустить момент, когда следует формировать его навыки и наполнять новыми знаниями, – объясняет Екатерина.