Во Всемирный день ребенка сотрудники Службы детского телефона доверия в Мурманской области рассказали, какие проблемы тревожили детей и их родителей в 2018-м году.
За девять месяцев в службу поступило более 2,5 тысяч звонков.
Детям, звонящим по телефону доверия, в большинстве случаев от девяти до 13 лет.
Чаще всего они волнуются из-за взаимоотношений с родителями и сверстниками. Нередко несовершеннолетних тревожат проблемы первой любви.
Но бывают и такие ситуации, когда ребенок, звонящий в службу, изначально настроен к ней скептически. Кто-то и вовсе звонит, чтобы подшутить над сотрудниками. Хуже всего идут на контакт дети, которые переживают травмирующие события, и подростки. Специалистам приходится преодолевать недоверие.
– Нередки случаи, когда после звонка-розыгрыша ребенок или подросток, поменяв свое мнение о Службе, перезванивает уже с реальной проблемой, – говорят специалисты.
За 2018-й год по детскому телефону доверия поступило обращений:
2,538 – всего
1,823 – от взрослых
715 – от детей и подростков
476 – от девочкек
239 – от мальчиков
Если в момент обращения ребенок думает о том, чтобы совершить отчаянный шаг, он с большой долей вероятности сам сообщит о своих намерениях. В противном случае консультант выясняет намерения ребенка с помощью наводящих вопросов. Чаще всего, даже склоняясь к сомнительному поступку, дети не уверены в правильности своего решения.
– Нередко, чувствуя желание уйти из дома или совершить преступление, они просят помочь им найти альтернативный вариант, – замечает руководитель службы детского телефона доверия в Мурманске Светлана Чибота. – Если же несовершеннолетний сообщает консультанту о суицидальных мыслях или высказывает суицидальные намерения, консультант действует в соответствии со специально разработанным алгоритмом работы.
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и родителей 8-800-2000-122 работает круглосуточно в Мурманской области с сентября 2010 года.
Хоть телефон доверия и детский, все же большую часть, 1823 обращения, в службу поступило от взрослых. Чаще всего, по словам сотрудников, им звонят родители в возрасте от 30 до 40 лет.
Самая серьезная причина для звонков взрослых – опасение за жизнь ребенка. В таких случаях консультант помогает родителю составить план дальнейших действий. Зачастую обеспокоенным маме или отцу помогают проиграть будущий диалог с ребенком, выстроить беседу наилучшим способом.
Специалисты напоминают родителям, что на реальную опасность для жизни ребенка может указывать внезапное изменение обычного поведения, резкие перепады настроения, агрессивность. Тревожным сигналом может быть и потеря интереса к увлечениям и хобби, и даже определенные речевые обороты.
– Родителю в таких случаях рекомендуют прислушаться к своему ребенку, отнестись серьезно к его словам и чувствам и не приуменьшать степень детских переживаний, – поясняет руководитель службы.
Чаще всего детей волнуют:
психологические проблемы в отношениях со сверстниками,
детско-родительские отношения,
психологические проблемы личности: одиночество, страх, тревога
дефицит информации различного характера
Кто бы ни был на другом конце провода, одна из самых важных и сложных задач в работе консультантов, по их словам – создание доверительной атмосферы. Зрительного контакта при консультировании по телефону нет, что существенно усложняет этот процесс.
– Консультант телефона доверия никогда не знает, в какую минуту поступит звонок и с чем обратится человек. Всегда нужно находиться в ожидании, быть готовым оказать поддержку здесь и сейчас, – отмечает Светлана Чибота. – К тому же, не все люди легко идут на контакт, многие долго не могут сформулировать проблему, запрос, не могут выразить свои чувства и эмоции. Задача консультанта – найти подход к каждому абоненту.