Стратегическое значение
Важнейший транспортный узел – именно так можно охарактеризовать роль железнодорожной станции Оленья в годы Великой Отечественной войны. Станция стала ключевым звеном Кировской магистрали, связывающей Ленинград с Мурманском, через которую проходили все важные эшелоны, включая грузы по ленд-лизу.
Линия фронта
Близость к опасности – линия фронта проходила всего в 50-70 километрах от станции. Для защиты от немецких самолетов здесь были размещены 4 зенитные установки. Первая бомбёжка станции произошла уже 28 июня 1941 года, на шестой день войны.
Героическая защита
Цена мужества – со станции на фронт ушли 8 молодых железнодорожников в возрасте от 19 до 34 лет, которые не вернулись домой. 21 мая 1942 года над станцией участвовал в воздушном бою будущий Герой Советского Союза (посмертно) Иван Васильевич Бочков.
Конспирация и безопасность
Военная тайна – все названия станций были зашифрованы как военные объекты. Даже имена диспетчеров редко упоминались в целях конспирации. Большинство работников станции не были эвакуированы, продолжая обеспечивать бесперебойную работу магистрали.
Довоенное прошлое
Основание станции датируется 1916 годом, когда она была построена как часть Мурманской железной дороги под названием Оленья.
К концу 1930-х годов станция представляла собой развитый населенный пункт:
*3 двухэтажных здания
*Гостиница (продолговатый барак)
*Насосная станция с водонапорной башней
*Столовая №9 для строителей железной дороги
*Пекарня и столовая №4 у леспромхоза
*Собственный рыбак
*Население около 2,5 тысяч человек
*Полная электрификация
Послевоенное развитие
Эпоха перемен:
1957 год – открытие нового вокзала Кировской железной дороги
1983 год – переименование станции Оленья в Оленегорск
Сегодня Оленегорск – важная железнодорожная станция Мурманского отделения Октябрьской железной дороги с 17 путями и 2 платформами.
Помним. Чтим. Гордимся!