В честь Международного дня танца мы подготовили интервью с Денисом Осокиным, педагогом дополнительного образования Центра внешкольной работы Оленегорска, руководителем танцевально-спортивного клуба «Респект»
— Как вы пришли в бальные танцы? Что вдохновило вас начать свой путь именно в этом направлении?
«На первые мои не бальные танцы, а именно занятия хореографией меня привела бабушка в 6 лет в Дом культуры. Там был серьёзный отбор. Это было в городе Тирасполе (Молдова). Меня воспитывала бабушка, потому что родителей рано не стало. Но моя мама танцевала профессионально в известном в свое время молдавском коллективе «Виорика». Они выступали по всему Советскому Союзу, в том числе на Олимпиаде 1980 года. Поэтому можно сказать, что я пошёл по своей танцевальной родословной.
Я развивался в танцах, менял коллективы, пока не попал в профессиональный коллектив Натальи и Виктора Руссу — они стали моими серьёзными тренерами, и в их коллективе я состоялся как танцор. Мы много ездили: Беларусь, Украина, Европа. Сейчас они живут и работают в США.
Затем произошёл развал Советского Союза, в Приднестровье начались военные события, мне пришлось уезжать. Так я оказался в Калуге. Окончил одиннадцатый класс в посёлковой школе, получил аттестат и поступил в Калужский филиал Бауманского университета. В студенчестве танцевал там с партнёршей. Позже переехал в Санкт-Петербург, где стал работать в частных танцевальных школах со взрослыми.
Однажды летом я работал в танцевальном лагере, где меня нашли родители Васютченко Германа и Василины Ратаевской, они пригласили меня работать в Оленегорск. Сначала я работал наездами, а потом решил перебраться насовсем. Меня заворожила местная природа, полярные ночи, сумрак, суровый дух этих мест.»
— Расскажите о создании клуба «Респект». Почему было выбрано именно такое название и какие цели вы ставили перед собой?
«В Оленегорске не было своего клуба, но в целом Мурманская область была на достаточно высоком уровне в России. Меня это заинтересовало, я посещал местные турниры и видел, что здесь танцуют действительно серьёзные пары.
Сначала я стал работать тренером в клубе Валерия Валентиновича Брынёва «Диамант» — это была сеть клубов в разных городах области с центром в Полярных Зорях. Я тренировал оленегорских ребят, но выступали мы на турнирах не за Оленегорск, а за Полярные Зори. Это многим, и нам в том числе, не нравилось.
В 2015 году я открыл собственный клуб «Респект». Название выбрал, чтобы оно отражало позитивный настрой нашего танцевального сообщества. Хотелось, чтобы дети вызывали именно такое чувство у тех, кто на них смотрит и оценивает их мастерство — у судей и зрителей. Выступили? Молодцы! Респект!»
— Какие самые значимые победы ваших учеников за время работы студии?
«У моих воспитанников сейчас достаточно серьёзный уровень. Герман Васютченко продолжал танцевать во время обучения в МГУ, сейчас получает там второе образование. Они с женой открыли танцевальную студию и работают со взрослыми. Анастасия Кудряшова, которую я тренировал с самого начала её пути, сейчас чемпионка России и танцует в Москве. Раньше она танцевала в паре с Мирхамовым Шарифом — пятикратным чемпионом мира, победителем Кубка Кремля. Он тоже мой воспитанник — приезжал на тренировки из Апатитов, и я поставил его в пару к Насте.»
— В чём, по вашему мнению, уникальность бальных танцев? Кому стоит выбрать именно это направление?
«Сейчас бальные танцы — это уже танцевальный спорт, требующий серьёзной физической нагрузки. Дети получают колоссальный опыт развития в разных сферах: приобретают особую осанку, выражение лица, умение держаться на публике. Этот спорт развивает многие стороны личности: иностранный язык (вся терминология на английском), понимание законов физики (давление, растяжение, взаимодействие), музыкальную грамотность (размеры, ритмы), воображение (создание образов для передачи сюжета), актёрское мастерство (язык тела).
Детям нужно обладать серьёзным арсеналом навыков, чтобы быть конкурентоспособными. Важен дух соперничества — не все его выдерживают. Китайские спортсмены демонстрируют жёсткую дисциплину — с ними трудно соревноваться.
Материальные затраты есть, несмотря на бесплатные занятия в ЦВР. Большое спасибо «Олкону» и «Северстали» за помощь — недавно получили спортивные и концертные костюмы. Но для серьёзных занятий нужны выезды на турниры и специальная обувь.
Из тренерского опыта я понял, что отлично когда есть талант. Но только талантом не добиться результата, нужно трудолюбие и упорство.»
— Расскажите о создании новых танцевальных номеров. Как происходит выбор музыки и постановка хореографии?
«После постановки задачи начинается мыслительная работа. Трудно сказать, откуда приходят идеи. И из опыта, и из вдохновения. Сама мышечная память что-то подсказывает. Бывает, что танец рождается на одном занятии из импровизации. Так было с номером «Фламенко». Во главу угла я ставлю драматургию номера: должна быть завязка, история, кульминация и развязка. Иначе номер будет механическим, пресным и неинтересным. Если есть сюжет в номере, то артистам есть что играть и доносить зрителям. Часто в бальный номер органично вплетаются элементы из народного танца, из джаза, из классической балетной школы.»
— Какие цели ставите перед клубом «Респект» в ближайшие годы? Планируете ли расширять программу или открывать новые направления?
«Тенденции в танцевальном спорте такие, что развитие происходит через турнирные выступления. Концертами уровень танцевания поднять невозможно. Детям нужно выезжать, потому что тренировками нельзя возместить то, что они получают именно на турнирах. Там совершенно другая атмосфера — это адреналин, это торжественность, это мандраж, это вдохновение, это бесценный опыт расширения границ и изменение мышления. Я буду делать всё возможное, чтобы вывозить детей как можно чаще, на более высокий уровень. На турнирах мы видим пример отлично подготовленных московских, китайских участников, нам есть на кого равняться.
Мы начали участвовать в соревнованиях «Соло» и довольно успешно. Это такой вид танцевальных соревнований, в котором танцовщицы танцуют без партнёра. Это отличный способ решить проблему острой нехватки партнёров мужского пола. Мы будем продолжать это делать.»
— С какими основными трудностями сталкивается современный хореограф? Как вы справляетесь с профессиональным выгоранием?
«Когда меня спрашивают о том, есть ли у меня выходные, то я понимаю, что нет. Занятия каждый день. В воскресенье нагрузка даже больше, чем в обычные дни. Но я не чувствую усталости. Это к слову о том, что важно заниматься своим делом. Наоборот, мне хочется всё больше и больше трудиться, чтобы мы с коллективом смогли выезжать за границу, как я во времена своей молодости. Наших детей нужно показывать на всех уровнях, и детям нужно расширять кругозор.
Я не знаю, что такое профессиональное выгорание. Мне интересно растить детей-танцоров, мне интересно расти как тренеру и судье. Я получаю новые профессиональные категории, это меня вдохновляет. Сами танцы меняются, и хочется внедрять эти новые тенденции. Танец становится более пластичным, театральным, натуральным. Менее механистическим. Нужно успевать за новыми веяниями.»
— Что бы вы порекомендовали тем, кто только делает первые шаги в бальных танцах?
«Я считаю, что ответственность за вовлечение ребёнка в танцы лежит на мне как на тренере. Научить, показать, вдохновить. Особые советы не нужны. Нужно просто приходить и пробовать делать. Начинать с элементарного: шаг, приставка, поворот. Если не получается, то это не беда. Но некоторые дети теряют мотивацию от трудностей. Моя задача — поддержать, приободрить. Важен индивидуальный подход.
Хочу добавить, что возраст не помеха. Я видел на соревнованиях участников за 70 лет. Некоторые начинают даже в 40. Никогда не поздно. У нас есть группа «Латина соло», в которой много участниц 18+. Танцевальный спорт полезен для здоровья. У многих сидячая работа, тело страдает от малоподвижности. Лучший способ решить эту проблему — танцевать.»
— Что значат бальные танцы для вас лично? Какой главный урок вы вынесли за годы преподавания?
«Для меня танцевать жизненно важно. Это моя стезя, моя судьба. У меня были периоды в жизни, когда под влиянием обстоятельств я пробовал заниматься чем-то другим, скорее для заработка. Но жизнь всегда возвращала меня в танцы. Турниры, состязания для меня — моё лакомство, моя награда. Бальные танцы проходят через всю мою жизнь. Все переезды, изменения в жизни связаны с танцами. Мне хочется расти в этом.»
— Что вы хотите добавить от себя?
«Я хочу сказать о том, что на Севере у нас самые доброжелательные люди, а я жил и бывал в разных местах. Да, здесь суровый климат, но в нём есть и своя изюминка. Белое море, близость Ледовитого океана — это что-то невероятное. Этим нужно пользоваться и получать от этого удовольствие. Оленегорск неповторим, неслучайно он находится в самом центре области, здесь особая энергетика. Я всегда возвращаюсь сюда с удовольствием. Что-то в духовном, ментальном плане связывает меня с нашим городом. И я буду продолжать здесь работать.»
Большое спасибо Денису Осокину за интересную беседу! Желаем дальнейших творческих успехов, реализации всех задуманных проектов и достижения новых вершин!